Российский авторынок сжимается до двух сегментов
Еще два года назад на российском рынке было 500 моделей, сейчас только 300, прозвучало недавно на пресс-конференции РОАД. Уход с рынка наименее продаваемых моделей продолжится.
Только с марта по июнь этого года с продажи было снято 16 моделей, напоминают «Ведомости». Среди них Mitsubishi Lancer и ASX, Nissan Teana и Juke, Renault Fluence, две модели Geely, Suzuki SX4 и SX4 Classiс.
Автоконцерны уводят с рынка наименее продаваемые модели, чтобы не тратиться на логистику и сертификацию. Только сертификация по ГЛОНАСС обходится в среднем в 2 млн долларов на одну модель. Есть смысл тратить эти деньги, если модель популярная, но если она нишевая, вложенных средств продажи могут и не отбить.
В годы относительного изобилия нишевые модели дополняли продажи, а сейчас обременительны и ведут лишь к дополнительным затратам.
В итоге такой оптимизации, сориентированной на основной спрос, у покупателей, желающих приобрести малолитражку или, наоборот, автомобиль класса С, а также компактвэн или минивэн, могут возникнуть проблемы с выбором. Так, до кризиса в сегменте А было около 10 моделей, теперь предложение сузилось до пяти: Ravon R2 и Matiz, Kia Picanto, Lifan Smily и Smart. Рынок покинули Chevrolet Spark, Suzuki Splash, Peugeot 107 и Citroen C1, Chery Kimo и Faw V2. Если в 2013 г. автомобили класса А занимали около 6%, то в мае 2016 г. – только 0,3%.
В классе полноразмерных минивэнов сейчас в России осталось всего две модели – Toyota Alphard и Chrysler Grand Voyager.
Больше всего за последние два года потерял сегмент С, на который теперь приходится лишь около 7% рынка новых автомобилей, тогда как восемь лет назад каждый четвертый проданный в России автомобиль относился к гольф-классу. Среди выбывших — Chevrolet Cruze, Opel Astra, Honda Civic.
Таким образом, российский рынок сужается до двух основных сегментов: бюджетных авто В-класса и SUV. На сегодняшний день почти 80% всех продаж приходится на эти два сегмента. И только восстановление покупательского спроса может повлиять на расширение линейки.
Фото: Борис Шишмарев