Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Эстония-21М: формула Советского Союза

Самая западная гоночная машина Востока
Полная версия

 

Эстония-21М: формула Советского Союза

НАША ФОРМУЛА

Первую Эстонию‑21 вывели на трассу в 1980 году. В 1985‑м, после постройки еще нескольких пробных экземпляров, начали серийное производство машин модели 21М. Их оснащали моторами ВАЗ объемом 1,6 или 1,3 л. Версия с двигателем 1.3 мощностью 90–100 л.с. и пятиступенчатой коробкой передач разгонялась до 200–210 км/ч. С 1987 года строили Эстонию‑21.10 с модернизированными подвеской, тормозами и кузовом. Всего до 1991 года изготовили 295 машин Эстония‑21 всех модификаций.

Поговорим по-эстонски 

Наверняка история советского автоспорта – длинная и сложная, временами драматичная, порой анекдотичная – пошла бы иным путем, если бы в конце 1950‑х годов в нее не вмешались эстонские мотогонщики Яан Кююнемяэ и Антс Сейлер. К тому времени автоспорт в СССР становился всё популярнее. В год проводили с десяток соревнований, собиравших множество зрителей. Гоночные машины строили на ГАЗе, МЗМА и даже на ЗИЛе. Но большинство автомобилей представляли собой полукустарные конструкции, иногда – талантливые, чаще – инженерно наивные, созданные в клубных мастерских, таксопарках, на авторемонтных заводах. 

Эта синяя Эстония не музейный экспонат и не игрушка для покатушек, а боевой гоночный автомобиль.

Эти машины уже тогда иронично называли «бочками», что, впрочем, не мешало их создателям упорно совершенствовать конструкции и всерьез сражаться с такими же энтузиастами на трассах, мало приспособленных для гонок. Первая конструкция эстонцев, в общем-то, недалеко ушла от большинства машин конца пятидесятых. Машина по имени Эстония имела серийный мотоциклетный мотор, подвеску на поперечных рессорах (вскоре, впрочем, замененных пружинными), механические мотоциклетные тормоза. Разве что аэродинамический кузов был проработан лучше, чем у многих ровесников. 

С этим чудом техники гонщики и пришли на Таллинский авторемонтный завод. И нашли там понимание. По-эстонски неторопливо и основательно подготовили производство и начали мелкосерийный выпуск формул, справедливо названных именем республики. Серийное производство позволяло снизить расходы и, следовательно, сделать машины доступными спортклубам всего Союза. Это было важно, ведь массовость в советском автоспорте считалась одним из приоритетов. 

 

Эстония‑21М. Гонщика окружает мощный трубчатый каркас безопасности.

 

За последующие два десятилетия из ворот эстонского завода вышло множество машин разных классов. В основном это были автомобили Формулы-Восток (Formula Easter) с двигателями рабочим объемом 1,3 л. Именно в этом классе с 1972 года проводили Кубок Дружбы социалистических стран – восточноевропейский чемпионат. 

Делали в Таллине и версии для Формулы‑3, с мотором объемом 1,6 л. Причем часто один и тот же автомобиль соревновался в обеих категориях – ему заменяли двигатель. Постепенно либерализация спортивных правил привела к тому, что на Эстониях от серийных машин остались лишь двигатели ВАЗ, да и то заметно доработанные. Кстати, на автомобилях соперников советских гонщиков по Кубку Дружбы – на чешских формулах Metalex и Avia, немецких Melkus, польских OTZ и других – тоже стояли вазовские моторы. Иных подходящих промышленность соцстран практически не выпускала, а использовать западные агрегаты регламент Кубка Дружбы запрещал. 

На этапах чемпионатов СССР, где сражалось порой по два десятка машин, и тем более на гонках Кубка Дружбы разгорались нешуточные страсти. В отличие от раллистов, хотя бы изредка участвовавших в западных соревнованиях, кольцевики такой возможности не имели, тем не менее эстонские инженеры старались подтянуть свои конструкции до мирового уровня. Очередную и довольно успешную попытку они предприняли в 1980‑м. 

Чемпион Советского Союза 

 

Эстония-21М: формула Советского СоюзаЭстония‑21М. «Клюв» несложно отстегнуть для обслуживания. Хорошо видно, что хуже всего защищены ноги гонщика.
Эстония‑21М. «Клюв» несложно отстегнуть для обслуживания. Хорошо видно, что хуже всего защищены ноги гонщика.

Лето 1980‑го. В Москве проходит летняя Олимпиада – событие, пожалуй, завершающее яркую и очень неоднозначную эпоху в жизни огромной страны да и всего мира. Но об этом пока мало кто догадывается. В Таллине начинают производство Эстонии‑20 (модернизированный вариант Эстонии‑19) и выкатывают на испытания первый прототип совсем новой Эстонии‑21. Она стала первой в СССР машиной, в которой удалось добиться так называемого граунд-эффекта: воздушный поток прижимал автомобиль к трассе. Ведь эстонцы внимательно (правда, заочно) изучили британские формулы Lotus, входившие в число лучших машин Формулы‑1 тех лет. 

Эстонию‑21 планировали оснащать всё теми же моторами ВАЗ объемом 1,3 или 1,6 л. Картер пятиступенчатой коробки передач сделали на основе запорожского, от ЗАЗ‑968, всё остальное – подвеска, рулевое, дисковые тормоза – оригинальное. 

Эстония‑21М. Подвеска и дисковые тормоза оригинальные, а не от серийных советских машин.

Подпишитесь на «За рулем» в

Канунников Сергей
30.07.2016
Поделиться: