10 вопросов, которые должен задать себе начинающий водитель
Часто новички, только что окончившие автошколу, беспокоятся, что им сразу приходится становиться участником интенсивного движения в среде опытных водителей. И рядом нет инструктора, который подскажет или скорректирует их движение. Между тем следует помнить, что все сидящие за рулем водители имеют общую цель: добраться до места назначения без происшествий. И большинство участников движения адекватные люди, а наличие общей цели сплачивает большой коллектив – в данном случае коллектив водителей, отмечают эксперты Русского АвтоМотоКлуба (РАМК) и дают ответы на самые распространенные вопросы.
1. Сумею ли я вписаться в поток машин, идущих по главной дороге?
Любому начинающему водителю приходится выезжать на оживленную дорогу. Поэтому этот вопрос – один из первых. Конечно, сумеете – в самом плотном потоке бывают пустоты! Или попадется понимающий водитель, который притормозит. Главное при выезде – не забыть пропустить не только транспорт слева, но и справа – возможно, как раз в эту минуту кто-то идет на обгон по правой полосе.
Бывает так, что, пока выезжающий ждет, сзади пристраивается другой водитель и начинает сигналить. Реагировать на эту ситуацию нужно просто: раз назад поехать уже нельзя, остается только вперед. Значит, не нужно обращать внимание на сигналящую сзади машину – от нее опасность аварии не исходит. Нужно нацелиться на оценку правильного расстояния до ближайшей машины и выезжать тогда, когда это будет удобно вам, а не кому-то другому. Если произойдет ДТП, то виноваты будете вы, а не тот, кто сигналил.
Возможна и обратная ситуация: новичок двигается по главной дороге, а с боковой дороги на него в нарушение правил едет автомобиль. Если его намерения достаточно ясны, придется остановиться и пропустить. На дороге прав не тот, кто назубок знает правила, а тот, кто стремится избежать аварии. На месте нахала может быть и неопытный новичок, который что-то забыл или перепутал.
2. Один из водителей на дороге ведет себя непонятно, агрессивно или неадекватно. Что мне делать?
Таких действительно стоит остерегаться. Чтобы чувствовать себя комфортно на дороге, нужно точно понимать, что делает водитель в машине рядом с вами, в крайнем случае – установить с ним визуальный контакт. Если этого не происходит, лучше оставить забияку сзади или впереди, неадекватных водителей новичку следует пропускать.
3. Как определить безопасную дистанцию между моим и другими автомобилями?
Чем выше скорость, тем больше должна быть дистанция. В городе, где скорость ограничена, безопасным считается расстояние в 20 м, за городом – 40 м. Но опытные водители оценивают дистанцию не в метрах, а в секундах. Если впереди идущая машина миновала дерево (столб) на 3-4 секунды раньше вас, расстояние безопасно. На светофоре дистанция выдержана правильно, если видны задние колеса стоящей впереди машины.
4. Смогу ли я обогнать впереди идущий автомобиль в условиях ограниченной видимости?
Обогнать сможете, но делать этого не следует. Обгонять машину нужно только тогда, когда участок дороги хорошо просматривается, нет спусков и подъемов, нет поблизости загораживающих обзор габаритных машин. Сначала нужно посмотреть назад, не обгоняют ли вас, затем вперед – не идет ли кто на обгон на встречной полосе. Затем на поворотники идущей впереди машины – не думает ли она перестраиваться. И только потом совершать маневр. Выполняя обгон, нужно включить максимальное ускорение. Какой бы благоприятной ни казалась ситуация на дороге, через пару секунд она может кардинально измениться.
5. Что это значит - меня начинают обгонять по правой полосе и не дают перестроиться?
Если машины обгоняют справа, значит, вы едете по крайней левой полосе с очень низкой скоростью. Нужно либо увеличить скорость, либо перестроиться в правую полосу.
6. Что делать, если машина попала в поворотный ряд, а перестроиться я не успеваю?
В незнакомом (да и в знакомом) городе разобраться с назначением полос не всегда просто. Бывает ситуация, когда водитель попадает в поворотную полосу, однако он не собирался поворачивать! Что делать в таком случае? Повернуть? Иногда приходится поступать и так.
7. Говорят, что в дождь, гололед, снег управлять машиной гораздо сложнее. Как узнать, справлюсь ли я с автомобилем на скользкой (мокрой) дороге?
Если погодные условия резко изменились, желательно перед поездкой протестировать машину на малолюдном участке. Попробовать, как ведут себя тормоза, работают ли фары, стеклоочистители, не заносит ли авто при увеличении скорости. Чем хуже погодные условия, тем меньше должна быть скорость, недаром в гололед машины не едут, а «ползут». Если изменение погодных условий застало в пути, то поговорка «тише едешь - дальше будешь» становится как никогда актуальна.Также следует совершать меньше резких движений и делать все плавно.
8. Как правильно выполнить левый поворот на перекрестке?
Главная заповедь - не стоит поворачивать колеса до начала движения, чтобы не вылететь ненароком на встречную полосу. Перед поворотом нужно занять крайнее левое положение. При повороте, естественно, притормозите, но притормаживать нужно до поворота, а во время маневра ехать с постоянной скоростью. Включить поворотник нужно заранее, потом еще раз оценить обстановку, только затем – повернуть, пропуская пешеходов и встречные машины.
9. Стоит ли опасаться пешеходов, велосипедистов, мотоциклистов?
Перечисленные субъекты дорожного движения обладают повышенной мобильностью, но часто не осознают всех сложностей управления автомобилем. Пешеходу или мотоциклисту чаще всего приходит в голову «проскочить», при этом последний может двигаться, имея значительную скорость. С велосипедистом лучше выдерживать боковое расстояние не меньше метра, а пешеходов – держать в поле зрения, особенно детей. И не забывать предупреждать сигналом о своем присутствии.
10. Что делать, если мне предстоит провести всю ночь за рулем?
Две главных опасности подстерегают водителя: усталость и плохая видимость. Что важно учесть при езде по ночной автомагистрали? Соблюдать скорость с таким расчетом, чтобы тормозной путь входил в зону освещенности фарами; при подозрении на какой-нибудь непонятный предмет в темноте на всякий случай притормозить. Желательно иметь в салоне собеседника – живого или громкое радио; выспаться перед поездкой, отказаться от плотного ужина. При достаточно серьезных признаках усталости следует остановиться и отдохнуть, габаритные огни выключать не надо, а встать желательно не просто на обочине, а свернуть с главной на второстепенную дорогу.
Фото: blog.insurethebox.co