Опрос ЗР: новички за рулем? Запретить!
Провести это голосование нас побудила инициатива общественного консультативного совета при Мосгордуме — запретить начинающим автомобилистам со стажем вождения до трех лет управлять автомобилями с высокой мощностью двигателя. Намерения при этом были самые благие: как пояснила член совета Людмила Айвар, некоторые молодые люди (видимо, из числа золотой молодежи), получив права, сразу же садятся за руль мощных спорткаров, не умея толком ими управлять, и начинают гонять со всей, как говорится, дури. В результате — ДТП, в том числе с наездами на пешеходов и человеческими жертвами.
Следует ли запретить новичкам со стажем вождения до 3 лет управлять мощными транспортными средствами?
Всего голосов: 3506
Как видно из диаграммы, 60% наших читателей эту идею поддержали, остальные против по разным причинам, в частности потому (8%), что это может ограничить право на профессиональную деятельность, ведь, например, получить специальность водителя грузовика можно уже с 18 лет.
Однако, как справедливо отметил наш постоянный эксперт, руководитель «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев, прежде чем ограничивать что-либо, нужно сначала собрать статистику, которой в данном случае нет, провести обсуждение с профессиональным сообществом, а уж потом принимать законодательные решения. Потому что только специалисты могут объяснить, почему какое-то нововведение не сработает, а то и принесет вместо пользы вред. Как выясняется, противопоказаний у данной инициативы масса.
Комментирует главный редактор «За рулем» Максим Кадаков:
- Идея отстранить неопытных водителей от управления чрезмерно мощными автомобилями, безусловно, благая. Однако реализовать ее в полной мере невозможно. Допустим, человек получил водительские права в 18 лет и клянчит у богатых родителей мощную тачку. Родители умные и говорят, что сначала нужно поездить на 140-сильном Гольфе, а уж потом, когда придет опыт, можно вернуться к разговору о «серьезной» машине. Чадо три года катается на Гольфе, а к «алкогольному совершеннолетию» ему таки покупают… заднеприводный ! Справится ли он с ним?
Я к тому, что не бывает ступенчатого, скачкообразного обучения. До мощных и очень быстрых машин нужно дорасти, постепенно пересаживаясь из менее мощных машин в более мощные. Еще лучше – посещая школы повышения водительского мастерства и периодически выезжая на закрытые треки, где можно почувствовать автомобиль в предельных режимах.
А еще может случиться так, что богатые родители отправят ребенка учиться за кордон. Зачем ему там машина – например, в небольшом Оксфорде? Вернется с дипломом – и полным отсутствием навыков езды по нашим, не самым лучшим дорогам. Мощная машина, веселая компания, столб…
Да и почему речь ведется только о нуворишах? На видавшей виды «восьмерке» тоже можно так покуролесить, что мало не покажется – а под ее капотом и сотни лошадиных сил нет. Про мотоциклы почему-то речь вообще не идет – а уж они по удельной мощности всяко опаснее большинства машин. Поэтому новая инициатива, если она и будет утверждена законодательно, — не более чем очередной популистский шаг депутатов, которые, в отсутствие иных инициатив, хотят оставить свой след в истории – хотя бы в автомобильной.
Генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников тоже против нововведения, но по иным соображениям:
Кроме того, вводя такую меру, надо понимать, как будет осуществляться контроль: по факту автомобиль может быть в собственности одного человека, а управлять им будет другой. Инспектор, проверяя права, должен каждый раз сопоставлять стаж вождения с мощностью зарегистрированного автомобиля? А ведь администрировать это нужно в каком-то удобном формате, чтобы еще больше не загрузить сотрудников Госавтоинспекции, при этом не должно возникнуть конфликтов и негативных ситуаций на дороге. Три года прошло – надо выяснять, какой у человека стаж вождения, а если он это время не ездил вообще, а права у него лежали на полке?
Тут, мне кажется, нужно больше работать с подготовкой водителей и популяризировать автомотоспорт среди молодежи. Недаром говорят, мастерство на трассе – безопасность на дорогах. Те люди, которые умеют управлять очень мощными автомобилями, попусту рисковать не будут. Поэтому данная инициатива, на мой взгляд, бессмысленна. К сожалению, индустрия безопасности на дорогах сильно подвержена подобному популизму, когда что-то предлагают люди, не вполне понимающие, что за этим стоит.
Фото: rcn.com, «За рулем»