Минтранс задумал монетизировать границу
Министерство транспорта предлагает сделать платными автомобильные и железнодорожные пункты пропуска через границу. С автомобилей министерство предлагает брать деньги в зависимости от категории (легковой или грузовой), а с железнодорожных поездов — за тонну груза, сообщает источник газеты «Коммерсантъ».
Для взимания платы предлагается создать единого оператора по аналогии с системой «Платон», взяв ее опыт за основу введения нового сбора. Несмотря на то, что информация об этом появилась только вчера, на следующей неделе Минтранс планирует провести расширенное совещание и принять решение по этому вопросу. Оно, с большой долей вероятности, будет положительным, и плата за пересечение границы может быть введена уже во второй половине следующего года.
В ведомстве говорят, что собранные деньги пойдут на обустройство пограничных пунктов пропуска, многие из которых сейчас нуждаются в модернизации, которую оценивают в 250 млрд рублей. Раньше пункты пропуска находились в ведении Росграницы, но 2 февраля президент России Владимир Путин подписал указ об упразднении Федерального агентства, а все функции ведомства перешли к министерству транспорта. Их состояние замминистра транспорта Алексей Цыденов оценил как не вполне удовлетворительное, отметив, что из 314 действующих пунктов пропуска только 20% соответствуют нормам для осуществления госконтроля и санитарно-бытовым условиям для лиц, пересекающих границу. Средняя стоимость реконструкции одного пункта пропуска — 1 млрд рублей.
Комментирует Алексей Мисаилов, директор подразделения Global Supply Chain компании FM Logistic: «Конечно, саму идею введения платы за пользование погранпунктами можно реализовать, но платить за такой сервис будет конечный потребитель, потому что это прямые расходы, связанные с логистикой товаров. Других вариантов у бизнеса нет, так как мимо автомобильного пункта пропуска добросовестный перевозчик не поедет. Насколько это может отразиться на стоимости перевозимых грузов, пока оценить сложно, так как нет тарифов от государства».
Дмитрий Воеводин, начальник отдела логистических операций DPD в России, отмечает, что бизнес готов нести разумную нагрузку, если при взимании платы за пользование погранпунктами будет сокращено время прохода границы, то есть необходимо четко понимать, что это даст бизнесу. «Если же это будет дополнительный сбор на содержание пограничных пунктов, то важно понимать размер данного платежа. Любая ставка за перевозку включает не только расходы на фонд оплаты труда, амортизацию транспорта и топливо, но также и стоимость оформления документов, проезда по федеральным трассам, использования в дальнейшем платных таможенных пунктов. Любые дополнительные суммы сбора будут отражаться на тарификации и, скорее всего, повлияют на конечную стоимость перевозимого продукта. Вопрос в том, какая это стоимость, может ли перевозчик ее нивелировать за счет своей чистой прибыли, либо все-таки придется перекладывать это на грузовладельцев».
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС