Трамп и горячие премьеры Лос-Анджелеса
Калифорния – это вещь в себе. Как Бавария в Германии или Ницца во Франции. Ну или как Москва для России. Здесь все самое-самое. И автомобильный рынок – не исключение. Ежегодно в Калифорнии продается около двух миллионов автомобилей – больше, чем во всей России, и больше, чем в любом другом штате Америки. Даже традиционно сильный рынок Большого Яблока, как янки величают Нью-Йорк, начинает если не отходить на второй план, то меркнуть на фоне успехов солнечного штата.
А кто не слышал про самые жесткие калифорнийские экологические нормы? И что Калифорния – это якобы электромобильный, гибридный и вообще зеленый рай? Ну, не рай, конечно, но заповедник, это факт. В Калифорнии дилеры предлагают 22 модели электромобилей – в то время как ни в одном другом штате не предлагается больше 14 моделей, а в 21 штате – не больше пяти. А соперничает в Калифорнии с Мерседесом Е-класса по объему продаж в сегменте с показательным названием luxury & sports (престижные и спортивные машины): ежеквартально продается около двух с половиной тысяч «эсок»!
Именно поэтому премьера электрического кроссовера Jaguar I-Pace состоялась не где-нибудь, а в Лос-Анджелесе. Британцы буквально источают электросчастье и уверяют, что уже в 2018 году I-Pace с минимальными переделками выйдет на рынок, в том числе и на российский.
Но не все так однозначно. Если в 2013 году доля всевозможных гибридов на рынке Калифорнии подскочила до 7%, то в 2015-м опустилась до 5%. Американцы, они же не дураки: при таких ценах на топливо ($2,75 за галлон «девяносто пятого») нет смысла переплачивать несколько тысяч долларов за дорогие технологии, которые не окупаются даже за несколько лет эксплуатации.
Иду по залам выставки – и у меня, человека с бензином в крови, душа радуется: экспозиции с многолитровыми машинами — GMC, Dodge, Chevrolet Trucks и Ford Trucks — в десятки раз превосходят и по площади, и по количеству машин всякую электрозелень. А сколько заряженных тачек! Экспозиция Теслы ютится где-то около туалетов, в переходе между залами – а чтобы казаться в доску своими не только субтильным мальчикам из Cиликоновой долины, но и крепким мужикам из Техаса, к кроссоверам Model X подцепили дома на колесах, причем в староамериканском стиле, с дюралевыми наружными панелями — дескать, и на электротяге можно всю семью увезти, не особо заботясь о запасе хода. Можно, но самым продаваемым автомобилем в Америке остается пикап Ford F-150, который такие моторхоумы и таскает.
Зевак около 500-сильного кроссовера Alfa Romeo Stelvio – не подойти! Главные новинки на мерседесовском стенде – 630-сильный Maybach S 650 Cabriolet и 612-сильный Mercedes AMG E63 S, который выстреливает до сотни за невообразимые 3,5 секунды. Porsche представляет длиннобазную Панамеру в том числе и в гибридном исполнении, но американцы трутся у более привычной версии Turbo. А инженеры из Мазды так и вовсе меня порадовали: да, мы разрабатываем электромобили и над автономным управлением работаем, но наша стратегия заключается в том, что ставка по-прежнему делается на машины с двигателями внутреннего сгорания и на то, что машиной должен управлять человек – а электроника лишь должна страховать его в сложных и критических ситуациях. Так что, на наш век настоящих автомобилей хватит!
У него свой взгляд на развитие американского автопрома. Будучи человеком неравнодушным к машинам (в его гараже всегда были интересные и дорогие «колеса»), он мечтает воскресить золотой автомобильный век, когда заводы американской «большой тройки» пыхтели без остановки. Он прекрасно понимает, что экологическое лобби давит на автопром сверх всяких норм, забывая о тех самых простых мужиках из Техаса, которые двумя руками голосовали за него. Если в самом деле ослабит требования CAFE по расходу топлива, отменит соглашение NAFTA о североамериканской зоне свободной торговли, заставит активнее добывать свою нефть и приостановит бесконечную череду закрытия автозаводов, то автомобильный мир уже не будет таким, каким мы привыкли его видеть в последние полтора-два десятка лет.
Понятно, что в США президент – не единовластная фигура. Созданная система противовесов (Конгресс, Сенат) не позволяет главе государства рубить наотмашь, исходя лишь из своего собственного видения правды жизни. Но оторопь от рассуждений Трампа берет не только сторонников Хиллари Клинтон, но и некоторых автопроизводителей. Ведь автопром — это долгие деньги: вложения окупаются годами, а иногда десятилетиями. Многие производители уже переориентировали часть своих интересов на более дешевую по рабочей силе Мексику, причем исконно американские бренды не остались в стороне: GM начал поставлять в США со своего мексиканского завода новый Chevrolet Cruze (интересная, кстати, машина, жаль, что мы ее потеряли), а Ford достраивает в Мексике завод компактных машин. Buick и Volvo (да и не только они) имеют большой интерес к импорту в США автомобилей из Китая, но если Трамп все же начнет возрождать старую добрую Америку, то на импорте можно будет ставить крест.
Нам-то с этого что? Нам бы со льготным автокредитованием разобраться. А электромобили и вовсе не наша история. Я так и брякнул немецкому инженеру, который рассказывал мне про преимущества новой быстрой зарядки электрического Смарта, который тоже с помпой представили в Лос-Анджелесе. Тот аж подпрыгнул:
- Как это не ваша? В следующем году мы будем поставлять Smart Electric Drive и к вам, в Россию. Ждите!
Что ж, жду. Мечтая о 500-сильной Альфе.
Все новинки автосалона в Лос-Анджелесе — в нашем спецпроекте.