В 2017 году российский экспорт автомобилей может удвоиться
Директор Российского экспортного центра (РЭЦ) Петр Фрадков на конференции «Автоэволюция 2016» озвучил прогноз: в 2017 году российский экспорт автомобилей может составить 110 000 шт., а к 2020 году — 300 000 шт. Он подчеркнул, что экспорт — это не просто доступ на внешние рынки, но еще и показатель конкурентоспособности продукции, это лучший KPI (ключевой показатель эффективности) импортозамещения и инновационности, передают его слова «Ведомости».
Постепенно меняется структура географии поставок автомобилей из России, наша страна планомерно уходит из комфортной зоны стран СНГ. Хотя по-прежнему для российских автопроизводителей основным рынком является Казахстан, продажи автомобилей в этой стране существенно сократились – по итогам девяти месяцев этого года было продано на 74% меньше легковых автомобилей, чем за аналогичный период прошлого года. В этой стране был введен утилизационный сбор на автомобили, поэтому российским автоконцернам пришлось менять бизнес-стратегию – начали отказываться от поставок готовых машин в пользу машинокомплектов для местной сборки автомобилей. Сначала на поставку машинокомплектов перешел АВТОВАЗ, до конца года наладит местную сборку УАЗ, в 2017 году — «Группа ГАЗ», а КАМАЗ планирует нарастить долю машинокомплектов в этой стране.
Но ориентироваться только на партнеров по ЕврАзЭс нельзя, нужно развиваться, а значит выдвигаться на растущие рынки: это Азиатско-Тихоокеанский регион, страны АСЕАН и Латинская Америка. Не освоены в должной мере еще традиционно дружественные рынки – Африка, Индия, Китай, Латинская Америка, добавляет он.
Не только отечественные производители расширяют географию поставок, но и иностранные автоконцерны, построившие автозаводы в России. Так, Hyundai, выпускаемые в Санкт-Петербурге, начали поставлять в Египет, Ливан, Тунис, Грузию, Volkswagen начал экспорт калужских автомобилей в Мексику, группа Nissan приступила к отгрузке автомобилей Datsun, производимых на АВТОВАЗе, в Ливан. Экспорт развивают и производители автокомпонентов.
С этого года государство начало поддерживать экспортные поставки автомобилей. Была запущена программа по субсидированию части логистических расходов при наземной и морской транспортировке автомобилей, машинокомплектов и комплектующих, а также расходов на их адаптацию и сертификацию для зарубежных рынков.
Российские власти уже включают экспорт в список условий для заключения специальных инвестиционных контрактов, которые гарантируют для инвестора сохранение налоговых условий и позволяют претендовать на участие в госпрограммах. Например, СП Mazda и «Соллерса» намерено вложить 2 млрд руб. в создание на Дальнем Востоке производства двигателей, которые будут поставлять, в том числе, и на экспорт.
Фото: «За рулем»