Автопроизводителям поставили условие для получения господдержки
Минпромторг хочет заинтересовать автоконцерны, чтобы те развивали сеть официальных сервисных центров в регионах, рассказали изданию «Коммерсантъ» источники на рынке. Для этого им поставили условие — обеспечить полноценный доступ к гарантийному и сервисному обслуживанию автомобилей во всех регионах РФ. В Минпромторге эту информацию подтвердили, однако никаких документов на этот счет нет и механизмы реализации идеи пока неясны.
В ведомстве говорят, что в некоторых регионах клиенты, приобретя автомобиль известно бренда, могут остаться с ним один на один, без сервисной поддержки. В пример приводят такие регионы, как Севастополь, Крым и Калининградская область.
Выход в новые регионы и Крым может стать одним из условий доступа к программам господдержки автопрома в 2017 году. В таком случае иностранные автоконцерны окажутся перед выбором — либо лишиться важной поддержки на хронически падающем российском авторынке, либо оказаться под угрозой штрафов за работу в Крыму. В группе риска такие производители, как Renault, Toyota и Ford.
В ФАС об идее Минпромторга пока не слышали, но не поддерживают идею принудительного открытия сервисных центров.
После присоединения Крыма к РФ украинские автодилеры покинули полуостров. Большинство иностранных брендов стали поставлять в регион машины через дилеров в Краснодарском крае, опасаясь создавать в Крыму официальную дилерскую сеть из-за риска санкций. Как пишет издание, на полуострове сегодня представлены российские Lada, УАЗ, «Группа ГАЗ», европейские PSA Peugeot Citroen, VW Group, корейские Hyundai и Kia, китайские Lifan, Chery, Geely, а также японский Nissan. Совсем не представлены в регионе Lexus и Jaguar Land Rover, однако при желании машины можно приобрести «на материке», а техобслуживание осуществлять на дилерских СТО в Краснодарском крае.
В случае, если компании из стран, которые ввели против РФ санкции, официально откроют сервисные центры в Крыму, они могут понести административную или уголовную ответственность: крупные штрафы и заключение топ-менеджмента в тюрьму. Кроме того, эти компании могут внести в черные списки правительств и отстранить от госконтрактов.
Источники в иностранных автоконцернах отмечают, что они и сами заинтересованы в доступе потребителей к сервису и запчастям, но не имеет смысла открывать центры там, где они не будут окупаться. Дилерская сеть очень неравномерна и зависит от емкости региона и популярности моделей, и вряд ли директивное госрегулирование что-то изменит. Кроме того, открытие сервисных центров – это процесс небыстрый: нужно найти партнеров, помещение, завезти оборудование, обучить персонал. И как следует поступить в тех регионах, где бренд не найдет адекватных партнеров, желающих с ним работать? Кроме того, многие находят странным, что хотят ввести обязаловку в период кризиса, когда покупатели в целях экономии и так уходят в серые сервисы, а государство заставляет автоконцерны открывать новые станции.
Фото: «За рулем»