Умная и самостоятельная MatrЁshka вытеснит с улиц маршрутки
Представьте, собираетесь вы утром на работу, позавтракали, оделись и до выхода из дома задали на своем смартфоне маршрут. Спускаетесь к подъезду, а там уже ждет забавный автомобиль, который подхватывает вас и везет к месту назначения, собирая попутчиков, если таковые, конечно, найдутся. При этом робомобилю даже не нужно разворачиваться, он одинаково хорошо едет в обе стороны.
Компания «Бакулин Моторс Групп» (ГК «Волгобас») занимается необычным проектом – разработкой беспилотного автобуса, который со временем заменит на дорогах обычные маршрутки.
Идейный вдохновитель проекта — генеральный директор компании Алексей Бакулин уверяет, что будущее гораздо ближе, чем кажется.
Он полагает, что постепенно люди откажутся от личного транспорта, автомобиль станет уделом избранных, очень состоятельных людей, покупать и содержать его будет крайне дорого. Поэтому, чтобы добраться до места, все будут пользоваться беспилотными смартбусами.
«Матрёшка» состоит из нескольких заменяемых модулей. Небольшой пассажирский автобус, вмещающий от 8 до 12 человек, — лишь одна из ее конфигураций. На базе беспилотной платформы можно создать пассажирский, грузовой автомобиль, скорую помощь, машину для коммунальных служб. Для этого нужно всего лишь сменить надстройку, на что потребуется не более 15 минут.
Сейчас смартбус развивает скорость 30 км/ч, а для полной зарядки «Матрёшке» требуется четыре часа. Однако автомобиль не простаивает: подъезжая к пункту зарядки, кузов просто переносится на уже заряженную платформу и снова готов к работе, по концепции проекта количество кузовов меньше, чем платформ.
В основе «Матрёшки» полноприводное шасси с электродвигателем, который питается от литий-железо-фосфатного аккумулятора (LiFePO4) емкостью 32 кВт⋅ч. При полной зарядке его должно хватить примерно на 130 км. Это немного, но с каждым годом батареи становятся легче, компактнее и мощнее. Лет через пять пробег на одной зарядке увеличится раза в два, а этого даже для большого города вполне достаточно.
Еще одна особенность этого беспилотника, отмечают в компании, — ставка на визуальный интеллект, то есть на восприятие мира через видеокамеры, а не радары, что дает возможность самообучения. Чем больше маршрутов, тем больше дорожных ситуаций проходит машина. Знания накапливаются в единой базе, и все смарткары в рамках данной серии будут владеть этой информацией и, соответственно, использовать данный опыт. Чем больше автомобиль наматывает километров, тем умнее он становится. В экстренных случаях всегда можно будет связаться с живым человеком, диспетчером, который следит за всеми беспилотными транспортными средствами из специального центра.
Пока развитие автономного транспорта упирается в отсутствие законодательной базы, поэтому такие машины можно использовать только в качестве корпоративных на больших предприятиях, в университетских городках и туристических комплексах. Но рынок беспилотников уже формируется, и законодательство со временем подтянется.
Интеллектуальную начинку для «Матрёшек» разрабатывает российская компания «Визилект», а аккумуляторы – также российская фирма, «Лиотех». В «Бакулин Моторс Групп» утверждают, что импортного в смартбусе очень мало — компьютер, дисплеи и некоторые материалы отделки салона. Все остальное отечественное: ходовая, кузов, пластик, кондиционеры и т.д.
Пока MatrЁshka «дама» недешевая. Стоимость одного экземпляра — порядка 10 млн рублей. Но по мере того, как объемы выпуска будут расти, а аккумуляторные батареи дешеветь, цена снизится.
Автобус постоянно модернизируют, очередное обновление запланировано на весну следующего года. Версия 2.0 будет отличаться внешним дизайном, обновленными ходовой частью и батареями, а также программным обеспечением. Если все пойдет по графику, серийные смартбусы увидят свет уже в 2018-2019 году.
Фото: Елена Алексеева/«За рулем»