С надеждой на лучшее: АЕБ подвела итоги продаж автомобилей в России
В 2016 году в России продали 1 425 791 автомобиль, что на 11%, или на 176 319 штук, меньше, чем в позапрошлом году. В декабре 2016-го по сравнению с декабрем 2015 года падение составило лишь 1% (1526 штук), всего в последнем месяце зимы удалось реализовать 145 668 автомобилей.
Россия оказалась на пятом месте в Европе, хотя наша страна единственная в топ-5, показавшая отрицательную динамику продаж. Так, у лидера европейского рынка Германии они выросли на 4,5%, до 3,35 млн шт., в Великобритании – на 2%, до 2,69 млн шт., во Франции – на 5,6%, до 2,43 млн шт., а у Италии - на 15,2% до 1,82 млн штук.
Безусловным лидером российского рынка остается Lada, продажи которой по итогам года составили 266 296 автомобилей (-1%). Таким образом, доля отечественной марки на нашем рынке составила 20,4%. В декабре 2016-го было продано 27 630 автомобилей Lada, что на 18% больше, чем в том же месяце прошлого года. Правда, тут следует учитывать, что в России рассматривают данные продаж легковых и легких коммерческих автомобилей, предоставленные самими производителями, в остальных странах — данные по регистрации только легковых автомобилей.
Завершили год с положительным результатом также марки: Lexus – плюс 19% (24 117 шт.), Lifan – плюс 15% (17 460 шт.), Ford – плюс 10% (42 528 шт.), Skoda — плюс 1% (55 356 шт.) и УАЗ — плюс 1% (48 848 шт.). В данном случае мы рассматривали бренды, продажи которых превысили планку в 1 тыс. штук.
Неважно обстоят дела (по итогам года) у Mitsubishi – минус 53% (16 769 шт.), Datsun – минус 41% (18 772 шт.), Mazda – минус 21% (21 543 шт.).
Пятерка самых популярных у покупателей брендов в декабре выстроилась следующим образом:
Самыми востребованными моделями декабря стали:
Мы видим, что Lada Vesta стремительно набирает популярность, явно нацеливаясь на первое место в топ-5, а продажи модели Hyundai Solaris пошли вниз, хотя по итогам прошлого года она стала лидером автопродаж с результатом 90 380 шт. (-22%).
Таким образом, рынок начал потихоньку адаптироваться к текущей экономической ситуации. Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ, полагает, что рынок «находится в процессе финального поиска дна». Его прогноз на 2017 год – 1 480 000 автомобилей, или +4% к прошлому году, что позволит закончить четырехлетний период падения и вернуться к умеренному росту. Шрайбер подчеркнул, что надеется на такой результат при условии сохранения программ господдержки. Он отметил также, что с нетерпением ждет новых программ, которые правительство обещает внедрить в этом году, и хотя «их еще никто не видел, но звучат они обнадеживающе».
В Минпромторге «За рулем.РФ» сообщили, что в этом году правительство направит на поддержку покупательского спроса 62,3 млрд рублей. Будут продлены программы утилизации и trade-in, льготное автокредитование, льготный лизинг, субсидии автопроизводителям на компенсацию части процентных платежей по инвестиционным кредитам, государственные закупки автомобилей скорой медицинской помощи и школьных автобусов, программа стимулирования спроса на газомоторную технику и электротранспорт. В конце второго квартала обещают подключить новые программы: «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Российский тягач», «Российский фермер» и «Свое дело». Таким образом государство собирается сохранить аудиторию участников существующих программ и охватить более широкий сегмент потребителей.
Впрочем, не все дилеры разделяют оптимизм Йорга Шрайбера, полагая, что рынок в 2017 году не покажет роста, так как финансовые возможности многих продавцов автомобилей исчерпаны, поэтому на плаву останутся только самые стабильные компании. Об этом «За рулем.РФ» рассказал директор департамента розничных продаж новых автомобилей ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Потапов. Кроме того, он ожидает, что в этом году цены на автомобили вырастут на 5-7%, что также отразится на покупательском спросе.
Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС