Грузовые МАЗы будут собирать во Вьетнаме по феншуй
Во Вьетнаме началось строительство завода по производству грузовиков МАЗ, мощностью до 1500 автомобилей в год. В ближайшие три года планируется выпустить около 2 тыс. автомобилей. Белорусско-вьетнамское предприятие вырастет в 40 км от Ханоя на месте рисового поля, территорию в 4,5 га уже огородили, начали укреплять грунтом и заложили первый камень.
Изюминкой проекта стало то, что новый завод построят в строгом соответствии с местными традициями: место выбрано по принципам феншуй (даосская практика символического освоения пространства), а день и время старта работ определил местный служитель культа, из-за чего даже пришлось несколько сдвинуть предусмотренный график.
Строительство началось с ритуала: сделали три круга вокруг участка по часовой стрелке, а на каждом углу и по центру откопали и бросили в правую сторону горсть земли. Во время этого действа местные жители пели песни и били в бубны. Возводить объект будут с учетом требований феншуй, а на заводе появится священное место. Завод построят по проекту белорусского партнера, но с привлечением местных подрядчиков. Через несколько месяцев здание обретет каркас, осенью откроют первую очередь, а к концу года из цехов должны выехать новые белорусские грузовики с вьетнамским «гражданством».
Для реализации проекта было зарегистрировано совместное предприятие MAZ Asia. Предшествовали этому Соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом и протокол между правительствами Белоруссии и Вьетнама о поддержке производства моторных транспортных средств. Партнером МАЗа стала фирма AuViet Industry, которая реализует во Вьетнаме самосвалы БелАЗ и комплекты «Белшины». Вьетнамцы получат 70% уставного фонда, а взамен вложат инвестиции; 30-процентное участие МАЗа выразится в предоставлении технологий, по которым будут строить завод и собирать автомобили, и техникой – грузовиками, которые привезут из Минска.
На местном предприятии наладят выпуск нескольких моделей автотехники МАЗ: больших и малых самосвалов, тягачей для порта, длиннобазных грузовиков и шасси для спецтехники. В будущем на сборочном производстве планируется также установка различных надстроек, например, цистерн или навесного оборудования для коммунальной техники. Автомобили приспособили к требованиям местного техрегламента: их сузили до 2500 мм, применили новые ведущие мосты и облегчили конструкцию.
Вьетнам предоставил Белоруссии квоты на беспошлинный ввоз грузовой и пассажирской техники и машинокомплектов при условии создания совместного производства с высокой долей локализации: за четыре года ее доля должна достичь 40% за счет местных комплектующих, в противном случае начнут действовать стандартные вьетнамские ставки, тостигающие половины стоимости иностранного грузовика.
МАЗ планирует построить на территории страны два разных завода по выпуску грузовиков и автобусов.
Фото: МАЗ