Расследование «ЗР»: Москва заплатит за 300 электробусов 31 миллиард рублей
Как обычно, Москва впереди планеты всей. Или по крайней мере пытается. Ни один мегаполис, сравнимый со столицей России по площади и плотности населения, не шел на подобные масштабные изменения. Это вызвало настоящее оживление среди производителей: свою технику для тестовой эксплуатации городу передали не только «Группа ГАЗ» и КАМАЗ, но и китайский Yutong и финская Linkker. Впрочем, уже в августе мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что электробус должен быть обязательно российского производства, так что иностранцы сразу же отпали.
Но, может, и власти Москвы обошлись лишь «декларацией намерений»? Нет, в конце 2017 года ГУП «Мосгортранс» разместил на сайте госзакупок информацию о сразу трех электронных аукционах. Все они касаются электробусов и «ультрабыстрых зарядных станций к ним». Каждый подразумевает поставку 100 электробусов, то есть всего их должно быть 300. Количество станций разнится, но в целом можно сказать, что на каждых три закупленных электробуса город хочет получить как минимум одну зарядную станцию (400- либо 600-вольтовую). Совокупная сумма контрактов впечатляет: более 31,8 млрд рублей (для любителей точных цифр: 31 885 268 248,7 рублей)! То есть простым арифметическим действием стоимость электробуса и примерно 1/3 станции составляет 106,2 млн рублей! И это все — из городского бюджета.
В «Мосгортрансе», естественно, такие расчеты называют некорректными. Ибо поставщик будет обязан не только поставить электробусы и зарядные станции, создав необходимую инфраструктуру, но и берет на себя расходы по их ремонту и обслуживанию.
В пресс-службе отмечают, что город не будет оплачивать детали и комплектующие и сервис и ремонт даже вне гарантийного срока на узлы и агрегаты — все расходы в рамках контракта будет брать на себя производитель. Правда, в документации к аукционам никакой информации о том, что вне гарантийного срока узлов и агрегатов исполнитель по контракту обязан закупать за собственные средства, ни нам ни представителям пресс-службы «Мосгортранса» найти не удалось.
Для сравнения: в октябре прошлого года «Мосгортранс» объявлял об аукционе на закупку 350 автобусов большого (длина до 9,5 м) и особо большого (длина до 12,5 м) классов. Сумма контракта — чуть более 4,5 млрд рублей. То есть за каждый автобус с современным дизельным двигателем город готов заплатить около 13 млн рублей. За один электробус (плюс часть зарядной станции) Москва хочет заплатить в 8 раз больше!