Экология
ЭлектромобилиБиотопливоУтилизацияЭкология

Расследование «ЗР»: Москва заплатит за 300 электробусов 31 миллиард рублей

Московские власти в прошлом году объявили программу перехода от автобусов к электробусам, которые должны заменить и троллейбусы, практически исчезнувшие с улиц столицы. С 2021 года город намерен вообще отказаться от закупок дизельных автобусов.
Полная версия
Примерный облик электробуса для Москвы

Как обычно, Москва впереди планеты всей. Или по крайней мере пытается. Ни один мегаполис, сравнимый со столицей России по площади и плотности населения, не шел на подобные масштабные изменения. Это вызвало настоящее оживление среди производителей: свою технику для тестовой эксплуатации городу передали не только «Группа ГАЗ» и КАМАЗ, но и китайский Yutong и финская Linkker. Впрочем, уже в августе мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что электробус должен быть обязательно российского производства, так что иностранцы сразу же отпали.

Но, может, и власти Москвы обошлись лишь «декларацией намерений»? Нет, в конце 2017 года ГУП «Мосгортранс» разместил на сайте госзакупок информацию о сразу трех электронных аукционах. Все они касаются электробусов и «ультрабыстрых зарядных станций к ним». Каждый подразумевает поставку 100 электробусов, то есть всего их должно быть 300. Количество станций разнится, но в целом можно сказать, что на каждых три закупленных электробуса город хочет получить как минимум одну зарядную станцию (400- либо 600-вольтовую). Совокупная сумма контрактов впечатляет: более 31,8 млрд рублей (для любителей точных цифр: 31 885 268 248,7 рублей)! То есть простым арифметическим действием стоимость электробуса и примерно 1/3 станции составляет 106,2 млн рублей! И это все — из городского бюджета.

В «Мосгортрансе», естественно, такие расчеты называют некорректными. Ибо поставщик будет обязан не только поставить электробусы и зарядные станции, создав необходимую инфраструктуру, но и берет на себя расходы по их ремонту и обслуживанию.

В пресс-службе отмечают, что город не будет оплачивать детали и комплектующие и сервис и ремонт даже вне гарантийного срока на узлы и агрегаты — все расходы в рамках контракта будет брать на себя производитель. Правда, в документации к аукционам никакой информации о том, что вне гарантийного срока узлов и агрегатов исполнитель по контракту обязан закупать за собственные средства, ни нам ни представителям пресс-службы «Мосгортранса» найти не удалось. 

Для сравнения: в октябре прошлого года «Мосгортранс» объявлял об аукционе на закупку 350 автобусов большого (длина до 9,5 м) и особо большого (длина до 12,5 м) классов. Сумма контракта — чуть более 4,5 млрд рублей. То есть за каждый автобус с современным дизельным двигателем город готов заплатить около 13 млн рублей. За один электробус (плюс часть зарядной станции) Москва хочет заплатить в 8 раз больше!

Подпишитесь на «За рулем» в

Дышло Матвей
29.01.2018
Поделиться: