Николя Мор: об итогах работы АВТОВАЗа, перспективах и преемнике
Через два года, если не случится какого-то форс-мажора, АВТОВАЗу удастся расплатиться по старым долгам (которые тянутся еще со времен прежнего руководства) и стать по-настоящему доходным предприятием. Однако это лишь направление работы, а не обязательство, подчеркнул сегодня на пресс-конференции глава АВТОВАЗа Николя Мор, рассказывая об итогах прошлого года и перспективах нынешнего.
Убыток Группы АВТОВАЗ в 2017 году составил 9,7 млрд рублей, таковы данные аудита, проведенного компанией «Эрнст энд Янг». В основном это связано с затратами на реструктуризацию, составившими 2,2 млрд руб., на обслуживание долга (7,3 млрд руб.), а также «однократным списанием в одном из совместных предприятий».
По остальным фронтам у производителя все хорошо - выручка в прошлом году составила 225,6 млрд руб., что на 22% больше, чем в 2016-м. Группа получила положительную операционную маржу (отношение прибыли к выручке компании) в размере 1,6 млрд руб. (0,7% от выручки).
Продали в 2017 году 311 588 новых легковых и легких коммерческих автомобилей Lada, что на 17% больше, чем в 2016-м. Доля автомобилей АВТОВАЗа на российском рынке (если считать вместе с легкими коммерческими автомобилями, как это делает АЕБ) составила в прошлом году 19,5%, а если брать в расчет только легковые машины, то и все 20,5%. Достичь этого удалось благодаря хорошему спросу на Весты (включая модели Vesta SW и SW Cross, продажи которых стартовали в октябре 2017 года) и XRAY, а также стабильным продажам других моделей.
Николя Мор дал свои прогнозы на текущий год. По его мнению, российский рынок должен вырасти на 10%. Компания продолжит сокращать затраты и будет обновлять модельный ряд. Он подтвердил ранее принятые планы и обязательства. Так, с 2017 по 2019 год АВТОВАЗ обязался вывести на рынок две новые модели (Vesta SW и SW Cross) и четыре фейслифта (будут представлены на Московском автосалоне в этом году), с 2020-го по 2022-й – 5 новых моделей и 2 фейслифта, а с 2023 по 2026 год – 5 новых моделей и 5 фейслифтов.
В этом году продолжится развитие зарубежных поставок, хотя при этом вырастут затраты на подготовку автомобилей к экспорту, так как в Европе ужесточаются экологические требования. Измерения токсичности выхлопов будут проводить во время движения автомобиля, а не в условиях стационарного центра, как было принято раньше.
Спросили журналисты и о преемнике нынешнего президента АВТОВАЗа. Николя Мор ушел от ответа, отметив, что официально ему об этом не сообщалось и он по-прежнему совмещает две должности – президента АВТОВАЗа и операционного директора региона Евразия компании Renault. Ранее о грядущей смене руководства автогиганта рассказал глава «Ростеха» Сергей Чемезов.
На вопрос о том, планируются ли дальнейшие сокращения сотрудников на АВТОВАЗе, Мор ответил, что 2016-2017 годы были посвящены укреплению предприятия, а 2018-2020-е будут годами трансформации и вывода на рынок новых моделей. Поэтому все основные сокращения уже завершены, предприятие в Ижевске по кадрам вполне эффективно, в Тольятти – «идет в направлении восстановления эффективности». При этом каких-то серьезных сокращений не предвидится, они будут только в порядке «естественной убыли». Очень хорошо работает мера по переводу высвобождаемых работников в Тольяттинский индустриальный парк, там уже трудятся 905 бывших сотрудников АВТОВАЗа. Продолжается работа по привлечению туда производств поставщиков. Этому активно содействуют мэр Тольятти и губернатор Самарской области. Со временем здесь возникнет площадка, сопоставимая с Камским индустриальным парком КАМАЗа (КИП «Мастера»), очень эффективным на сегодняшний день (там располагается более 260 компаний и трудоустроено порядка 5 тыс. человек).
Фото: depositphotos