В России могут исчезнуть частные АЗС. Навсегда
Связано это с тем, что частные сети закупают топливо на оптовом рынке, где даже после стабилизации цен сохраняются рекордные цены. Их владельцы говорят, что не могут конкурировать с сетями, принадлежащими крупным нефтяным компаниям, а на каждом проданном литре топлива теряют 3-5 рублей, при этом цены у них в среднем на 2 руб. выше, что ведет к оттоку клиентов.
В такой ситуации продолжение бизнеса им кажется бессмысленным. Глава Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов говорит о том, что государство должно предпринять какие-либо меры.
«Если стране не нужны независимые АЗС, пусть правительство формирует программу их выкупа», — цитирует РБК слова Баженова. По его словам, крупным сетям выкуп частных АЗС неинтересен, так как зачастую они расположены в местах, где мало машин и, следовательно, продается мало топлива. А в некоторых отдаленных регионах нефтяникам размещать собственные АЗС невыгодно.
Баженов говорит, что спасти частников может госрегулирование цен «по всей цепочке» или же решение отпустить розничные цены на топливо. Но признает, что обе эти меры нерыночны и неэффективны.
Часть сетей уже закрывает свои АЗС. Так, одна из компаний закрыла двадцать АЗС в Саратовской области. Крупные нефтяные компании могли бы взять под свое крыло частников, например, обеспечить хранение их топлива, но вряд ли они на это пойдут, говорят участники рынка.
Фото: Лев Федосеев/ТАСС