Зарубежные эксперты: Последствия санкций для всей автоотрасли будут значительными
В глобальной перспективе украинский авторынок роли не играет, а российский стагнирует уже много лет, он далек от прежних размеров и имеет сомнительные перспективы на будущее. Тем не менее, потенциальные последствия экономической блокировки России могут быть довольно серьезными, отмечает профессор Стефан Братцель, глава немецкого центра автомобильного менеджмента (CAM).
Он отмечает, что с 2015 года российский автомобильный рынок колебался в пределах от 1,4 до 1,8 миллиона проданных автомобилей. Однако в России есть автомобильное производство с 34 заводами по выпуску легковых и грузовых автомобилей, микроавтобусов, автобусов и двигателей. Они производят продукцию, в основном, для внутреннего рынка, но с высокой долей иностранных автокомплектующих. Большинство этих заводов в значительной степени зависят от поставок деталей из-за рубежа.
В докоронавирусном 2019 году из России было экспортировано менее 50 тысяч автомобилей, в деньгах это всего 3,3 млрд долларов США. Стоимость импорта, с другой стороны, достигла 20 млрд долларов США. И речь идет в первую очередь не о комплектных транспортных средствах — в 2021 году их было всего 32 000 единиц — но, прежде всего, о компонентах со всего мира, которые собираются в полноценные автомобили на производственных предприятиях, которые в основном занимаются только сборкой.
И именно поставка запчастей может остановиться при жестких санкциях и тем более при угрозе исключения России из международной платежной системы Swift. Замена отсутствующих деталей из Китая, например, невозможна без длительных согласований - многие из них очень специфичны и не могут легко заменить европейские детали.
И хотя Россия и Украина играют лишь незначительную роль в качестве поставщиков для мировой автомобильной промышленности, но и здесь могут произойти сбои в цепочке поставок, что может привести к перебоям в поставках компонентов на европейские заводы.
Для большинства автобрендов сокращение поставок в Россию будет незначительным уроном (см. таблицу), однако для некоторых производителей потери могут оказаться болезненными. Группами производителей с самыми высокими продажами в 2021 году являются Hyundai (включая Kia) с примерно 380 000 автомобилей в год и АВТОВАЗ (Lada) с 351 000 шт. и Альянс Renault-Nissan-Mitsubishi с 212 000 автомобилей, причем Renault с 2017 года также владеет контрольным пакетом акций АВТОВАЗа.
***
Штефан Братцель резюмирует ситуацию следующим образом: «Россия еще долго не будет важным рынком сбыта и местом производства для автомобильной промышленности. Конкретные последствия всей сложившейся ситуации и предстоящих санкций пока точно предвидеть нельзя, однако основные капиталы производителей и поставщиков автомобилей в России, вероятно, будут значительно обесцениваться. Мировой автопром не будет делать серьезных инвестиций в России в течение еще многих лет. Есть и косвенные последствия для автомобильной промышленности Германии и Европы: например, в ближайшие несколько лет из-за роста цен на энергоносители и нефтепродукты стоимость производства и владения автомобилями будет расти».
Производитель
Доля рынка России
Доля в России в общем объеме продаж
Audi
1,0%
0,9%
АВТОВАЗ
22,0%
100%
BMW
2,8%
1,9%
GM
0,1%
0,1%
Hyundai
22,9%
5,7%
Mazda
1,7%
2,2%
Mercedes-Benz
2,5%
1,6%
Mitsubishi
1,8%
3,4%
Nissan
4,6%
1,8%
PSA
0,5%
0,3%
Renault
8,0%
4,4%
Toyota
7,0%
1,2%
Volkswagen
13,8%
2,4%
* Данные Center of Automotive Management (CAM) актуальны на 2020 г.
Фото: Станислав Красильников/ТАСС