Новая реальность
Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

НАМИ доверили проверку «упрощенных» машин - это нормально? Мнение эксперта

Ситуация действительно новая: теперь нет сторонних аккредитованных организаций, а НАМИ в значительной степени владеет АВТОВАЗом, который и будет выпускать упрощенные машины...
Полная версия

Напомним, постановление правительства РФ от 12.05.2022 № 855 «Об утверждении правил применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия» разрешает выпуск упрощенных версий автомобилей - в частности, без подушек безопасности и систем ABS и ESP.

Это же постановление делает Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт ФГУП «НАМИ» единственной организацией, имеющей право на «оценку соответствия колесных транспортных средств (шасси) техническим требованиям», на проведение исследований и испытаний. Ранее такое право имели также сторонние аккредитованные организации. В новом документе есть оговорка, что НАМИ может эти организации привлекать, но такой обязанности у института нет.

Мнение эксперта

Никита Гудков, заместитель главного редактора журнала «За рулем»:

— Всё выглядит вроде бы приемлемо: эксклюзивные права НАМИ на сертификацию автомобилей касаются только «упрощенных» версий, которые могут быть выпущены согласно постановлению правительства № 855. Однако среди тех производителей, которые действительно выпустят такие машины, самый крупный – АВТОВАЗ, который… де-факто в значительной степени теперь принадлежит НАМИ.

Конечно, это конфликт интересов, недопустимый в нормальных условиях. Я не думаю, что здесь есть какой-то злой умысел, – скорее, действия разных органов власти оказались (не в первый раз) несогласованными. Да, многие воспринимают НАМИ как самый компетентный и профессиональный (в том числе в плане инфраструктуры и оборудования) орган сертификации. Но ситуацию надо исправлять – я верю, что это будет сделано.

Я бы предложил обратить внимание и на то, что российские сертификационные требования бессмысленно переусложнены. Почему, например, нельзя просто принимать сертификацию авторитетных зарубежных служб? Нет, наши органы обязательно проводят собственные испытания по обзорности и стеклоочистке, шумности, содержанию вредных веществ в салоне и так далее… Для грузовиков и автобусов список еще шире, не говоря уж про ЭРА-ГЛОНАСС.

Сейчас ситуация требует максимального упрощения сертификационных нормативов – и постановление № 855 тут только самый первый шаг. Чем меньше ограничений и нормативов, тем доступнее будет автомобили. Это то, что нам нужно, это аксиома рынка: меньше накладные затраты – ниже цена машины. Что касается безопасности, беспокоиться уже не о чем – даже АБС уже не обязательна. Хуже не будет.

Фото: Александр Рюмин / ТАСС, «За рулем»

Подпишитесь на «За рулем» в

Иннокентий Кишкурно
27.05.2022
Поделиться: