Ввоз новых авто без согласия производителя «забуксовал» (есть 3 проблемы)
Сегодня российские законы позволяют ввозить в страну многие товары без разрешения производителей – это параллельный импорт. То есть раньше правообладатель бренда, поставляющий товары в Россию, терял контроль за их коммерческим использованием после введения товаров в оборот внутри страны (национальный режим). Теперь же в отношении товаров из списка Минпромторга действует международный режим – исчерпание прав сразу после ввода товара в оборот (не важно, в какой стране).
В результате ввозить в Россию без согласия производителей можно любые марки и модели автомобилей. Но только на бумаге. По факту возможность параллельного импорта ограничена – ввезти в страну компании могут лишь некоторые версии моделей.
Об этом заявили в Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), перечислив проблемные этапы:
Также в РОАД подчеркнули, что дефицит новых автомобилей наблюдается во всех странах, а значит ждать стопроцентного насыщения российского рынка не стоит.
Проблема №1 – ОТТС
Например, юрлица не могут заниматься параллельным импортом, так как, в отличие от частников, они должны предъявить на таможне ОТТС (одобрение типа транспортного средства). Сделать это без согласия производителя невозможно.
Использовать оформленные ранее ОТТС нельзя, так как они касаются модификаций для России, отличающихся от версий для рынков других стран.
Проблема №2 – поставки
Поставки, в основном, ведутся из Германии и ОАЭ, и везутся, чаще всего, дорогие автомобили – это выгоднее, чем везти бюджетные модели.
Проблема №3 – время
Чтобы устранить вдруг обнаруженные на пути параллельного импорта препятствия, потребуется время. Но автомобили дилерам нужны уже сегодня, иначе есть риск закрытия компаний. Нет даже официальной информации о том, через какие страны может быть осуществлен ввоз автомобилей.
Тем временем российский рынок новых автомобилей обрушился в мае 2022 года на 83,5% (до 24 268 машин) по сравнению с маем 2021 года.
Фото: Александр Демьянчук/ТАСС