Дело о транзитных номерах
За последние годы Владимир отработал «восточный маршрут» – во Владивостоке покупает по заказу японские автомобили и перегоняет их в родной Белгород. В этот раз он подобрал клиенту пятилетний «Мицубиси Лансер» и отправил машину в Москву по железной дороге. Так безопаснее, да и машина не пострадает. Плохо, что платформа идет до Москвы не меньше трех недель, а номера «Транзит» действуют максимум 20 дней. При оформлении покупки продавцы честно предупредили Владимира: когда он погонит машину своим ходом из Москвы, из-за просроченных номеров могут возникнуть проблемы. Владимир все же понадеялся на авось и, погрузив машину на железнодорожную платформу, самолетом отправился домой. Через три недели ему сообщили, что автомобиль прибыл в столицу – спустя несколько часов Владимир уже выезжал на «японке» с товарной станции. Конечно, срок действия транзитных номеров истек; правда, просрочили всего один день. Вряд ли к этому кто-то придерется, решил Г., ведь остальные документы в полном порядке!
Но буквально через несколько минут нашего героя остановил инспектор Отдельного батальона ДПС ГИБДД Восточного округа Москвы В.Кочетов. Похоже, он знал все маршруты транзитников и ждал именно их… Проверил документы и заявил, что водительское удостоверение он забирает, так как Г. управляет транспортным средством без регистрационных знаков. Возражения Владимира – мол, на автомобиле установлены знаки «Транзит», а задержка не по его вине, – инспектор отмел. Итогом беседы стали административный протокол и извещение о дате судебного разбирательства. Помимо этого, милиционер вынес на месте постановление о привлечении к административной ответственности за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке. К счастью, у Владимира оказался с собой журнал «За рулем» с телефонами нашей юридической фирмы…
СЛУЖЕБНОЕ РВЕНИЕ
Ситуация, в которую попал Владимир Г., довольно типична. В последнее время сотрудники ГАИ с завидным постоянством отбирают водительские удостоверения, если просрочены номера «Транзит», составляют протоколы (конечно, если не смогли договориться с транзитниками «полюбовно»). По словам «потерпевших», цена «полюбовного урегулирования» доходила до ста у. е.!
Откуда такое рвение у блюстителей дорожного порядка? Ответ оказался простым, но неожиданным: с августа с. г. увеличен штраф за управление ТС без государственных регистрационных знаков – с 50 рублей до 2,5 тысячи (или лишение права управления на срок от одного до трех месяцев). Круто! Инициатором ужесточения выступила ГИБДД, а депутаты Госдумы ее поддержали и внесли изменения в КоАП.
Мотивация такова: слишком много машин разъезжает по России без номеров, а штраф за это копеечный. Вот если его многократно увеличить – меньше будут нарушать! Вроде бы логично. Но жизнь учит: как бы высоко ни задирали планку штрафов наши законодатели, ни увеличивали сроки лишения прав – пока в нашей стране не заработает принцип неотвратимости наказания, толку от нововведений немного. Только возрастает цена «урегулирования вопроса» на месте.
Однако в нашей истории главную роль сыграло не ужесточение наказания, а простое незнание закона сотрудниками ГИБДД!
ПО СОБСТВЕННОМУ РАЗУМЕНИЮ
В назначенное время мы явились в судебный участок № 307 района «Северное Измайлово» Москвы. Заранее подготовив пояснения по делу, я готов был доказать, что сотрудники ГАИ не правы. Руководствовался при этом следующими соображениями. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» собственники транспортных средств (либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях ими) обязаны в установленном порядке зарегистрировать их в ГИБДД – в течение 5 суток после приобретения машины либо в течение срока действия знака «Транзит». После регистрации в ГИБДД на автомобиль выдаются государственные регистрационные знаки. То есть – внимание! – с точки зрения нормативно-правовых актов государственные регистрационные знаки и знаки «Транзит» – совсем не одно и то же! Кроме того, знаки «Транзит» выдаются владельцу, если он живет в другом регионе, где и будет регистрировать автомобиль.
Проблемы создает краткость максимального срока, на который выдаются транзитные номера – всего двадцать дней. Видимо, когда законодатели устанавливали его, «праворукие» машины не добрались еще до центральной части России, и никто не думал, что их десятками тысяч будут переправлять из Владивостока в противоположный конец нашей необъятной Родины. Продлить действие «Транзита», конечно, можно, но только… по месту выдачи. То есть теоретически Владимир мог получить автомобиль на товарной станции в Москве, быстренько слетать еще раз во Владивосток, продлить транзитные номера, вернуться в столицу – и в путь, на родной Белгород… Вот только машина вышла бы «золотой». Абсурд? Но именно так, по логике инспектора, Владимиру следовало поступить!
На самом деле единственное, что вправе был сделать инспектор ГАИ, так это привлечь Владимира Г. к административной ответственности по статье 12.1 КоАП РФ («Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке»), которая осталась без изменений. И наказание за это – предупреждение или штраф 50 рублей!
А вот составлять протокол на основании части 2 статьи 12.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях инспектор не имел права! Ведь к ответственности за данное правонарушение могут быть привлечены только водители, управляющие ТС без государственных регистрационных знаков, при условии, что их автомобили были зарегистрированы в ГИБДД и получили именно такие знаки. Если же автомобиль не зарегистрирован, то даже просроченные «транзиты» не являются основанием для привлечения водителя к административной ответственности по части 2 статьи 12.2 КоАП РФ.
Мировой судья внимательно изучил материалы и удалился в совещательную комнату. Признаться, в этот момент у меня возникли опасения, что он не стал вникать в суть проблемы и дело закончится не в нашу пользу (увы, такое случается довольно часто). Через несколько минут судья огласил определение: в связи с тем, что административный протокол составлен с нарушением действующего законодательства, а также ввиду неполноты представленных материалов суд определил: возвратить дело командиру ОБ ДПС УВД ВАО г. Москвы Ю. Ковалеву для устранения недостатков. При этом в определении четко указал, что основанием для административного протокола и привлечения к ответственности по части 2 статьи 12.2 КоАП РФ является управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков только в случае, когда оно уже зарегистрировано в ГИБДД. Таким образом, суд полностью разделил нашу позицию – справедливость восторжествовала!
Теперь единственное, что смогут сделать в Отдельном батальоне ДПС – прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения. Вот только кто компенсирует затраченные на поездки из Белгорода в Москву и обратно время и деньги? Про нервы я уже не говорю… Когда же, наконец, сотрудники ГИБДД сосредоточатся на том, чем должны заниматься по закону: обеспечивать безопасность дорожного движения? Я, разумеется, не призываю их закрывать глаза на нарушения правил водителями. Только блюсти порядок нужно, опираясь на закон, а не по собственному разумению!