Бремя популярности
ИСТОКИ
За почти столетнюю историю чешская фирма "Шкода" строила самые разные автомобили, но основной упор всегда делала на демократичные, компактные модели. Одна из первых наиболее успешных - "Популяр". Недорогую народную машину, дебютировавшую в 1934-м, выпускали в двух версиях с различными - от фургонов до спортивных родстеров - кузовами. Удачную "Шкоду-Популяр-995" делали до 1946 года.
Правнучка той народной "Шкоды", ее идеологическая наследница - нынешняя "Фабия". Но требования к народным моделям теперь не те, что прежде. Практичную, относительно недорогую "Фабию", довольно популярную в Европе, особенно Восточной, пора обновлять.
В МИРЕ СТЕКЛЯННЫХ ФАНТАЗИЙ
" Шкода Румстер", утверждают ее создатели, никогда не встанет на конвейер. Концепт - плод фантазии дизайнеров, но, естественно, с прицелом на будущие серийные автомобили.
Выдумки чешским стилистам и в самом деле не занимать. Начать с имени: в слове Roomster соединили "пространство" (room) и... родстер (roadster). Причем этим термином отцы автомобиля старались подчеркнуть его динамичность.
Пространства в высоком и длинном (1669 мм и 4055 мм соответственно) "вагоне", действительно, много. Что касается родстера, то родство сомнительно: силуэт "Румстера" не сказать чтобы очень стремительный, а о реальной динамике судить нельзя - перед нами, по сути, макет.
У "Румстера" огромная площадь остекления: задняя дверь, продолжающаяся до багажника, полностью прозрачна, на крыше тоже обширные стеклянные панели. Кстати, часть крыши, ограниченная ими и высоким ветровым стеклом, по форме напоминает стрелу, тоже символизирующую динамичность. Но, признают дизайнеры, оценить этот изыск как следует можно лишь с высоты птичьего полета. Наверное, стилисты имели в виду офисную или жилую высотку.
Интерьер в стиле техно для серийного, даже недорогого автомобиля отделан, пожалуй, чересчур скупо: основной цвет - серый, да и форма внутренних панелей не поражает изысками. Лишь сиденья "бьют по глазам" алой обивкой. Кстати, ход задних кресел - 750 мм! А благодаря огромным задней и боковой дверям в "Шкоду" легко загрузить даже холодильник или закатить детскую коляску. На эту возможность отцы "Румстера" упирают не зря, подчеркивая универсальность и народность машины. Если поклажи нет, салон можно перепланировать под кают-компанию, отодвинув задние и развернув передние кресла.
Любопытно, что "асимметричный дизайн" с одной боковой дверью, на который особо обращают внимание авторы концепта, имеет давние фирменные корни. Универсал "Шкода-1202 STW" с тремя боковыми дверями (справа - две, слева - одна) выпускали в 1961-1974 гг.
Фантазии фантазиями, но если мысленно "причесать" концепт в угоду технологам и усредненным вкусам покупателей, "Румстер" не очень сложно превратить в будущий серийный автомобиль.омобиль.
ПРОГНОЗ
Новинка скорее всего сохранит имя "Фабия". На "Шкоде" в последние годы использовали многие старые имена: от "Фелиции" до "Суперба", и запас еще остался. Но название "Популяр", наверное, покажется нынешним маркетологам слишком откровенным. Впрочем, покупателям главное, чтобы новинка была народной не на словах, а на деле.
Скорее всего число модификаций обновленной "Фабии" постепенно расширят. Не случайно вместе с "Румстером" показывали уменьшенные макеты фургона, пикапа, такси и даже купе со съемной крышей. Но первыми непременно дебютируют самые востребованные покупателями пятидверный хэтчбек, седан, универсал. Ждать этого, видимо, всего несколько месяцев - до Женевского или Парижского автосалона.
Skoda Roomster представлена на IAA во Франкфурте в 2003 году.
Вряд ли облик "Фабии" изменят радикально - скорее лишь освежат новыми деталями.
Демократичная "Шкода-Популяр" дебютировала в 1934-м.
РИСУНОК: КОНСТАНТИН ГАРМАТЮК