Дело о рухнувшем тополе
…Раньше у Алексея О. была старенькая «восьмерка». Машина ему нравилась; правда, ремонтировать приходилось частенько. Но он с детства интересовался техникой, работал последние годы в автосервисе, поэтому ухаживал за своей «ласточкой» как положено. Без машины Алексей не представлял своего существования: маленькую дочку Аню после перенесенной болезни приходилось постоянно возить на оздоровительные процедуры в другой конец Москвы.
И вот однажды Алексею предложили подержанную иномарку в отличном состоянии. На семейном совете приняли решение: продать гараж, «восьмерку» и купить иномарку. Так в июле 2005-го Алексей стал владельцем трехлетнего универсала «Пежо-406». Больше всего машине радовалась Анечка; после «восьмерки» здесь было так уютно! И конечно, в отпуск молодая семья собиралась отправиться на автомобиле. Увы – поездка на Черноморское побережье не состоялась…
ГОРОД КРАСИВЫЙ, ГОРОД ЗЕЛЕНЫЙ
Программа озеленения столицы была принята еще до войны. Из всех видов деревьев на роль озеленителя лучше всего подходил тополь. Дерево неприхотливое, растет быстро – за десять лет маленький прутик превращается в большое дерево. Вот так и появились в нашей столице целые тополиные рощи. Только тополь – создание хрупкое, за ним нужен постоянный уход, а пух выгоняет из города большое количество жителей, страдающих аллергией. Увы, альтернативы тополям пока не нашли.
Нормативные городские акты предусматривают, что органы местного самоуправления «обязаны следить за благоустройством подведомственной территории, содержать и следить за состоянием зеленых насаждений». Но это на бумаге, а в жизни, понятно, руки властей не дотягиваются до каждого дерева…
«СКАЖИТЕ СПАСИБО, ЧТО ЖИВЫ!»
Алексей спокойно дорабатывал перед отпуском последнюю неделю. Трехлетняя иномарка и до того выглядела, как конфетка, но О. довел ее красоту до блеска. Недолгое счастье с машиной закончилось в «черный вторник», когда на улице перед сервисом раздался грохот. А потом в цех забежал начальник: «Беда, Алексей! Там дерево упало на твою машину!» Зрелище было ужасным: огромный тополь вдребезги разнес автомобиль. Алексей сразу же позвонил по телефону 02, и через полчаса приехал наряд милиции. Убедившись, что нет пострадавших, стражи правопорядка вызвали участкового и удалились. Алексей все никак не мог успокоиться, даже капли от сердца глотал. Приехал участковый, походил вокруг изуродованной машины. «Кто за это ответит?» – спросил О. – «А это не в моей компетенции; скажите спасибо, что в машине никого не убило!» – ответил офицер и стал составлять акт осмотра поврежденного автомобиля, где, между прочим, указал, что машина была припаркована на пешеходном переходе. Дескать, сам виноват, раз поставил машину в неположенном месте. Как будто дерево упало в наказание за неправильную парковку…
Тут еще явился работник местной дирекции единого заказчика (ДЕЗ) и принялся доказывать, что ни он, ни его контора к этому дереву никакого отношения не имеют!
Тогда Алексей по совету друзей сфотографировал место происшествия и подал заявление о проведении проверки по факту причинения ущерба и привлечения виновных к ответственности на имя начальника УВД Алексеевского района Москвы. В тот же день он начал обзванивать юридические консультации, чтобы выяснить, как поступать дальше и с кого требовать возмещения ущерба. Машину-то Алексей застраховать не успел! Результат неутешительный: все юристы уверяли, что вопрос о возмещении ущерба решить теоретически можно, но на самом деле судиться с городскими службами – занятие практически безнадежное. Когда Алексей пришел в редакцию, надежд он уже не питал...
СПОР С ДЕРЕВОМ
Для начала следовало выяснить, чем закончилась проверка в ОВД Алексеевского района. В милиции нам сообщили, что все материалы проверки находятся у участкового А. Жукова. Оказалось, проверки никакой не было – участковый написал рапорт… и отправил дело в архив. Хотя законный порядок объясняют на первом курсе любой школы милиции: сотрудник обязан установить размер ущерба, причину падения дерева и найти лицо, ответственное за содержание зеленых насаждений. Но обжаловать действия (или, точнее, бездействие) сотрудников милиции мы не стали, дабы не затягивать процесс возмещения ущерба, – решили сразу подавать в суд.
Собрав документы, подтверждающие размер ущерба, мы направили исковое заявление. Но в суде посчитали, что мы не предоставили достаточных доказательств вины ДЕЗа района Алексеевский в падении дерева и причинении ущерба. В общем, дело вернули.
Пришлось Алексею направлять исковое заявление второй раз, после чего суд принял дело к производству. На подготовке к слушанию представитель ДЕЗ «Алексеевский» заявил, что исковые требования не признает и считает, что они не отвечают за деревья у дороги. И вообще – тополь упал во время стихийного бедствия; дескать, по Москве тогда прошел ураган и по городу было передано штормовое предупреждение. Это правда, только предупреждение передали в пять часов вечера, а дерево упало на автомобиль в два часа дня!
Через две недели было назначено предварительное слушание. Мы приготовились к долгому процессу и заранее написали запросы – в Департамент природопользования Москвы, чтобы установить, кому же в действительности принадлежало злосчастное дерево, кто должен был следить за его состоянием, и в метеослужбу, чтобы узнать точно, когда в городе были зафиксированы сильные порывы ветра. На предварительном судебном заседании представитель ДЕЗа уже не оспаривал вопрос, кто «хозяин» дерева, однако исковое требование не признавал, не давая по этому поводу пояснений. Просто – не признаем, и все тут! Суд, посчитав, что материалы дела позволяют начать процесс, назначил дату слушания.
ДОЛГИЙ ПУТЬ К ПОБЕДЕ
На первом заседании сотрудника ДЕЗа не оказалось: их юрист заболел. Суд отложили еще на пару недель. Не пришел он и в следующий раз. Третье слушание тоже перенесли… На четвертое заседание от ДЕЗа опять никто не явился – мол, юрист занят. Тут терпение судьи лопнуло – он справедливо счел, что иск предъявлен не конкретному представителю, а организации, и решил рассмотреть дело. ДЕЗ, по мнению судьи, обладает достаточным штатом сотрудников для представления своих интересов в суде.
В судебном заседании мы пояснили, что на ДЕЗ «Алексеевский» в соответствии с нормативными актами г. Москвы возлагается обязанность следить за объектами благоустройства и озеленения. Работники этой организации обязаны ухаживать за зелеными насаждениями, следить за состоянием деревьев и кустарников. При этом в московских нормативных актах четко указано, что сухое или аварийное дерево подлежит вырубке. Фотографии, сделанные Алексеем, показали, что в основании тополя ствол был сгнившим; на наш взгляд, это и послужило причиной падения зеленого исполина. Почему работники ДЕЗ «Алексеевский» не проводили вырубку деревьев, представляющих опасность для жителей города? Неизвестно...
Выслушав наши объяснения, суд постановил удовлетворить исковые требования и взыскать с ответчика всю сумму ущерба. Мы добились справедливости – правда, потратив на это больше года... Надеемся, скоро у Алексея появится новый автомобиль.
Но история на этом, как оказалось, не закончилась. Видимо, местные органы власти решили навести порядок, не дожидаясь новых жертв, и распорядились… срубить все старые деревья в районе места происшествия! Мы, честно говоря, такого эффекта не ожидали. Надеемся, весной там появятся молодые саженцы. Только вот тополей больше не надо…