«Столица» вместо «России»
Москва и Подмосковье – регионы, по территории которых проходит огромное количество трасс федерального значения. Их общая протяженность только в области составляет 2,5 тысячи километров. Не считая несметного количества транзитного транспорта, этим магистралям приходится принимать до 5 миллионов автомобилей, принадлежащих столичным и областным жителям. Неудивительно, что в последнее время справляться со своей задачей им все труднее. Решением этой проблемы федеральные власти озадачились несколько лет назад. Так появилось сразу несколько проектов, и среди них – строительство новой трассы «Столица», которая соединит первопрестольную с Питером, став дублером действующей магистрали М10 «Россия». Специалисты считают, что по своему масштабу этот проект является уникальным для страны и одним из крупнейших в мировой практике. Протяженность будущей трассы, которая пройдет по территории Москвы, Петербурга, Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей, – 643,5 км (примерно на 50 км меньше существующей). Миновав северную столицу, она сольется с магистралью «Скандинавия», ведущей через Выборг в Финляндию.
Под строительство автобана планируется задействовать более 5,5 тысячи гектаров земли, главным образом лесных массивов. Ширина проезжей части составит 6–10 полос. В отличие от трассы «Россия» «Столица» пройдет в стороне от крупных населенных пунктов и не будет иметь крутых поворотов, что позволит сделать ее скоростной (максимум 150 км/ч). Таким образом время в пути от одной столицы до другой сократится до 4,5–5 часов. По ходу автобана предполагается возвести 32 развязки, 85 мостов и 167 путепроводов.
От МКАД до Клина
Первым этапом эпохального строительства станет головной участок 15–58 км, который проложат в Химках и Солнечногорском районе. Чтобы предотвратить скупку земли предпринимателями, которые потом будут за большие деньги перепродавать ее государству, правительство Московской области уже зарезервировало под дорогу участки на северо-западе от МКАД до МК МЖД. Они представляют собой делянки шириной от 200 метров
по ходу строительства проектируемой магистрали. По информации «Росавтодора», параметры дороги на ее первоочередном отрезке планируются следующие: 15–29 км – 10 полос, 29–35 км – 8 полос, 35–58 км – 6 полос (также по шести полосам движение будет организовано в Тверской и Новгородской областях).
От МКАД «Столицу» пустят через реконструированную Бусиновскую развязку в объезд Химок до пересечения с Международным шоссе. В этом месте будет построена развязка на Шереметьево-2 и Шереметьево-1. На подступах к Солнечногорску трасса перепрыгнет через Ленинградское шоссе и, оказавшись теперь уже слева от него, пройдет параллельно железной дороге, минуя Клин. Там, где она слишком приблизится к поселкам, проектировщики предлагают установить вдоль проезжей части специальные шумозащитные экраны.
Строительство 43-километрового подмосковного участка должно начаться в 2007 году и завершиться в 2008-м. Как обещает руководитель Федерального дорожного агентства Олег Белозеров, полностью «Столица» начнет функционировать в 2011–2012 гг. Правда, пока еще не утвержден даже ее проект – ожидается, что это произойдет до конца текущего полугодия. Тогда же его создатели обнародуют подробную схему прохождения новой дороги.
1000 рублей + бензин
Поскольку проект трассы изначально задуман как инвестиционный, эксплуатация «Столицы», строительство которой потребует порядка 240 млрд. рублей, будет происходить наплатной основе. Для взимания платы на дороге появятся специальные пункты. До недавнего времени сообщалось, что расценки не превысят суммы 1 рубль за километр, однако на заседании правительства Санкт-Петербурга в канун 2007 года фигурировали уже другие цифры. Теперь за 1 км в Московской области планируется брать 1,5–4 рубля, в Ленинградской области – 1,2–3,09 рубля (для легковых авто тарифы ниже, для грузовых, соответственно, выше). Нетрудно подсчитать, что при таком раскладе путешествие в Питер по новой трассе автолюбителям обойдется примерно в 1000 рублей плюс затраты на бензин. Однако, если ставки продолжат расти, дешевлебудет добраться туда поездом. Сегодня, например, билет в купейном вагоне до того же Питера стоит менее 2000 рублей. Впрочем, останется и еще более экономичный вариант – старая трасса, которая по-прежнему будет действовать и останется бесплатной. Правда, время в пути в этом случае рассчитать вряд ли удастся. Все будет зависеть от того, захотят ли грузоперевозчики раскошеливаться на проезд своих фур поскоростному автобану или предпочтут старый вариант «в тесноте, да не в обиде».
В обход Одинцово
Другой инвестиционный проект, реализация которого также начнется в недалеком будущем, касается величения пропускной способности головного участка федеральной автодороги М1 «Беларусь» Москва – Минск. Трасса входит в состав второго панъевропейского транспортного коридора, и от устойчивости ее работы зависит динамика развития внешнеторговых связей России и Евросоюза. И в немалой степени – успешное продвижение простых смертных на работу, дачу и т.д. Сейчас положение на этом участке можно характеризовать как критическое. На подъезде к Москве дорога часто стоит, поскольку имеет всего четыре полосы.
По данным «Росавтодора», они обеспечивают нормальный пропуск не более 48 тысяч автомобилей в сутки, что составляет 30–50% от потребностей. Из-за многочасовых заторов ухудшается и экологическая обстановка. Если
учесть, что в силу сложившейся розы ветров запад Подмосковья традиционно считают легкими столицы, ситуация оказывает негативное влияние не только на близлежащие районы, но и на город в целом. Поскольку возможностей для расширения М1 в этом месте нет, единственный путь решения проблемы – строительство нового выхода с трассы на МКАД. Согласно проекту, его протянут от развязки на пересечении Кольцевой и Молодогвардейской улицы до 33-го км Минки. Будущая магистраль обойдет Одинцово с севера, а затем пересечет Подушкинское и Можайское шоссе. Схема прохождения связки в процессе утверждения, поэтому детали ее маршрута пока остаются за кадром.
Предварительно сообщим, что она будет иметь протяженность 19,5 км и шесть полос. По ходу трассы предполагают возвести четыре развязки (в общей сложности здесь появится 12 искусственных сооружений). Скорость движения на новом ответвлении Минки составит 120 км/ч. Как и в случае со «Столицей», пользоваться дорогой можно будет лишь на платной основе. С этой целью ее обустроят двумя пунктами взимания платы (один установят на участке между МКАД и пересечением с Подушкинским шоссе, второй – на пересечении с Можайкой). Размеры тарифов на сегодняшний день неизвестны – вопрос находится в стадии обсуждения.
По прогнозам, соединительная магистраль позволит переключить на новое направление треть транспортного потока с проблемного участка Минки, а уровень токсичных выбросов в прилегающих к нему зонах снизится
в два-три раза.
В 2011-м и на перспективу
В «Росавтодоре» сообщают, что строительство дороги в обход Одинцово станет первым этапом в создании сети скоростного автомобильного сообщения в западном секторе Подмосковья. Как известно, в Москве планируется строительство дублера Кутузовского проспекта с выходом на Большой Сити. При синхронизации этих двух проектов (и их стыковке на развязке МКАД – Молодогвардейская) уже в 2011 году может появиться сквозная скоростная магистраль от Сити с выходом на 33-й км Минки. На перспективу намечено строительство соединительной магистрали от новой связки МКАД – трасса М1 (в районе Одинцово) к 1-му Успенскому шоссе, а затем – аналогичной магистрали к аэропорту Внуково. Таким образом будет создан мощный дорожно-транспортный узел, который с одной стороны позволит разгрузить трассу Москва – Минск, Можайское и 1-е Успенское шоссе, а с другой – обеспечит возможность удобного и быстрого проезда от Сити до Внуково.