Страсти по гибкости
Самая горячая тема первого месяца чемпионата мира – так называемое гибкое днище, пришедшее на смену так называемому гибкому антикрылу в конструкции автомобилей Формулы-1. Принцип действия схожий: под воздействием потока воздуха элемент изгибается определенным образом, улучшая аэродинамические показатели. Применяют такие днища довольно давно, команды экспериментировали с ними еще в 2001 году, потом забросили идею, так как заметного эффекта не получали, но вот вернулись к ней вновь. Машины Ferrari и BMW на стартовом Гран-при Австралии были оснащены гибкими днищами с пружинным креплением. А результаты гонки – убедительная победа Кими Райкконена и заметный прогресс BMW в сравнении с прошлым годом – наводят на мысль, что новация эта позволила получить заметное преимущество. Прямого противоречия техническому регламенту у гибкого днища в таком его виде нет. Комиссары австралийской гонки не нашли в автомобилях Ferrari и BMW никакого криминала. Однако шеф McLaren Рон Деннис со свойственной ему дипломатичностью заявил, что вопрос требует более тщательного изучения: «Необходимо выяснить, насколько данная конструкция легальна и как правильно интерпретировать регламент». Иными словами, возникли подозрения, что Ferrari применяет некое устройство, двигающее днище в нужном режиме, а это запрещено правилами. Всего год назад FIA запретила гибкие антикрылья (в числе пионеров по их применению, кстати, была Ferrari) – под нажимом команд, которые не были готовы быстро внедрить такие же. К чему приведет новый виток борьбы с гибкостью? Скорее всего, к очередному запрету. Технический прогресс, повышающий скорости, в Формуле-1 в последние годы не поощряется: можно вспомнить еще демпферы масс, применявшиеся в прошлом году Renault, и несколько других примеров.