Подарок союзников

Подарок союзников

Словосочетания типа «Horch Геринга» или «Mercedes Евы Браун» уже настолько набили оскомину, что не воспринимаются всерьез. Да и сочиняют такие истории в основном для наживы или ради саморекламы. Наш случай другой – тут и автомобиль полностью оригинальный, и документы к нему прилагаются.

Слушай!

Марка Audi родилась в результате курьезного случая. Когда своенравного Августа Хорьха выперли из основанной им же компании Horch, он создал новое предприятие и присвоил ему имя Audi. Дело в том, что немецкое слово horch, в переводе означающее «слушать», звучит по-латыни как audi. Чтобы Audi ассоциировалось с господином Хорьхом, на рекламных постерах стали рисовать огромное ухо. Эмблема фирмы была простой – слово Audi в овале. В начале 20-х капоты автомобилей Audi украсил новый символ – единица на земном шаре. Этот знак, по словам Августа Хорьха, наилучшим образом выражал «высокое качество и, кроме того, символизировал талисман, приносящий удачу и счастье, в достижении которых такую большую роль играют цифры вообще, а особенно главная среди них — единица». Хорьх делал ставку на автомобили высшей ценовой категории.

Нынешний символAudi – четыре переплетенных кольца – появился в 1932 году. Он означал союз четырех немецких фирм, объединившихся в концерн Auto Union. В него входили Audi, Horch, Wanderer, делавший автомобили для среднего класса, и DKW, выпускавшая малолитражки. Так концерн охватил все сегменты рынка, а чтобы фирмы Horch и Audi не конкурировали между собой, последняя стала производить модельAudi Front с передним приводом – ее выпускали с 1933 по 1938 год. Но все-таки переднеприводные модели шли тяжело, и руководство концерна приняло решение свернуть их производство и перейти к заднеприводной схеме. Так появилась модель Audi 920, которая заняла новую ценовую нишу – между среднеценовым Wanderer и откровенно дорогим Horch.

Разработка новой модели держалась в строжайшем секрете. Когда опытный образец Audi 920 проходил испытания, на него установили облицовку радиатора и капот от обычного Wanderer, а колесные колпаки позаимствовали у Horch – чтобы запутать автопапарацци.

Премьера 920-й состоялась на Международной берлинской автомобильной выставке в феврале 1939 года – это был последний автосалон в еще мирной Европе. Журналисты хвалили новинку от Auto Union, а продажи шли просто отлично. Audi 920 была превосходной машиной, только появилась она на свет не вовремя. До перевода немецкой промышленности на военные рельсы оставались считанные месяцы – в сентябре началась война, отодвинув гражданские машины на второй план. До августа 1940 года заводу Audi удалось выпустить лишь 1281 автомобиль модели 920. Большая часть готовых автомобилей согласно положению о мобилизации отправлялась на службу в Вермахт, но 1264-й экземпляр Audi 920 с кузовом кабриолет, выпущенный 30 апреля 1940 года, так и не покинул ворота предприятия – его поместили в заводской музей, где он и простоял всю войну. Вряд ли кто-то в 1940 году мог подумать, что он когда-нибудь окажется в России…

Ваш маршал Монтгомери

В апреле 1945 года город Цвиккау, где находился завод Audi, оказался в союзнической оккупационной зоне, но согласно договоренностям отошел к советской стороне. Хотя в руки советской военной администрации его передадут позднее – в июне, а в апреле и мае полновластными хозяевами предприятия были американцы и англичане. Победители не озаботились сохранностью музейных экспонатов, и новенький кабриолет попал в распоряжение командующего британскими войсками фельдмаршала Бернарда Монтгомери.

Тот подарил машину советскому полковнику Рыбакову, причем не напрямую, а через маршала Константина Рокоссовского, написав пером от руки на техпаспорте автомобиля «Dear marshall K. Rokosovsky with gratitude for colonel Ribakov (and his unforgetable help) yours marshall Montgomery. 15/ VI 45». Только после того как Audi 920 легализовали, поставив на учет, ее вручили советскому офицеру. Кто такой этот полковник Рыбаков, какую незабываемую помощь он оказал союзному военачальнику – неизвестно, а вот его кабриолет сохранился, причем вместе с тем самым техпаспортом, на обложке которого и красуется автограф Монтгомери. Машина «всплыла» в 1984 году – собиратель старинной техники Александр Рождественский приобрел ее у бывшего председателя КГБ Владимира Семичастного. Оформленный на брата главного чекиста страны, автомобиль стоял на даче в поселке Мамонтово. Долго кабриолет находился у Рождественского, и он даже пытался прояснить его историю, найти полковника Рыбакова, но не смог.

Как в музее

Нынешний владелец этой уникальной Audi 920 – известный коллекционер и реставратор Евгений Шаманский. Сейчас кабриолет ждет очереди на реставрацию. Его состояние можно оценить как хорошее – сохранился мотор, салон, приборы, механизм тента, практически весь наружный декор. Только вот обе подвески – «волговские». Специально для укомплектования машины купили остатки еще одного кабриолета с оригинальными деталями шасси. Так что через пару лет Audi 920 засверкает – работа «Реставрационной мастерской Евгения Шаманского» славится качеством и добротностью.

…В музеях концерна в Ингольштадте и Цвиккау собраны представители всех марок, имеющих отношение к эмблеме из четырех колец. Есть там и черно-красный кабриолет Audi 920 – точно такой же, как у Евгения Шаманского, но без неповторимой истории, берущей свое начало из весны сорок пятого года.

Американский немецкий

В облике новой Audi 920 уже не чувствовалось «тевтонского духа», столь характерного для ее переднеприводной предшественницы и собратьев по концерну – Wanderer и Horch, – в ней доминировали американские черты. В первую очередь это касалось необычной облицовки радиатора: прямоугольные «окна» с горизонтальными прорезями разбивались широкой центральной решеткой. Приборы также были в американском стиле – прямоугольной формы и расположенные по центру. Отделка салона не изобиловала деревом дорогих пород, а рулевое колесо имело пружинящие спицы, амортизирующие неровности дороги. Все это напоминало интерьер какого-нибудь Cadillac или Chrysler тех времен.

Американизация коснулась и кузовного производства. Заводские закрытые кузова унифицировались с моделями Wanderer W23 и Horch 930V – такая практика широко применялась автостроителями США, когда на разные типы шасси ставились похожие кузова. А вот двухдверный четырехоконный кабриолет был творением ателье Glaser из Дрездена. Фирма не только разработала для Audi этот кабриолет, но и поставляла на завод в Цвиккау уже готовые конструкции. На шасси Audi 920 серийно выпускалось только два типа кузова: лимузин – так в Германии называют обычный седан, и «глязеровский» кабриолет. Закрытый вариант стоил 7600 рейхсмарок, открытый – 8750. Обивка сидений у лимузинов выполнялась из шерстяной ткани, а у кабриолетов – из натуральной кожи: кожаные сиденья очищать от дорожной пыли намного легче, чем тканевые.

Двигатель 920-й модели – рядная верхнеклапанная «шестерка» – разработали на заводе Horch, и этот факт сказался на его конструкции – как и у больших моторов Horch, его газораспределительный механизм обходился без коромысел, кулачки распредвала приводили непосредственно клапаны. Двигатель с рабочим объемом 3281 см3 развивал вполне приличные 75 л.с. при 3000 об/мин.

Коробка передач имела четыре ступени, высшая передача – прямая, а вот ускоряющей передачи, предназначенной для езды по автобанам и характерной для многих немецких автомобилей конца 30-х, не было. Шасси не отличалось новизной технических решений: передняя подвеска независимая на поперечной рессоре и рычагах, задняя – также на поперечной рессоре, но уже высоко расположенной относительно моста, и на реактивных штангах. Такая конструкция была широко распространена на автомобилях Wanderer и DKW – она уменьшала угол наклона кузова при прохождении поворотов на большой скорости и позволяла отказаться от стабилизатора поперечной устойчивости в задней подвеске. Гидравлические амортизаторы и система централизованной смазки шасси в 1938 году являлись уже привычными элементами.

На хорошей дороге Audi 920 могла разогнаться до 130 км/ч и расходовала 16 литров бензина на 100 км пути – очень хорошие показатели. Недостатков у нее почти не было, разве что теснота – заявленная как 5-местная машина, она с трудом вмещала на заднем сиденье троих.

Подпишитесь на «За рулем» в