Пятилетка № 2

ПЯТИЛЕТКА № 2

Очень большой спрос в последние годы на продукцию новых автосборочных производств. Первая посткризисная пятилетка - время, когда они родились (или возродились) и вставали на ноги. А что можно ждать от них в начале второй, скажем так, "сборочной" пятилетки?

ЗАВЕТАМ ФОРДА ВЕРНЫ!

В пятницу, 31 октября 2003 года, во вторую смену на заводе "Форд" во Всеволожске был выпущен 15-тысячный "Фокус" - универсал синего цвета с двигателем 1,6 л. Прошедший год для компании в России оказался удачным, спрос на ее машины был так велик, что на заводе пришлось досрочно вводить вторую смену. Число работающих здесь ныне достигло 1100 человек, а мощность предприятия выросла до 20 000 машин в год. В конце года был подписан уже 12-й контракт с российской компанией (это был "Стандартпласт-Иваново") о поставках заводу "Форд". И еще: количество дилеров теперь - это 80 компаний почти в 40 регионах.

На следующий год завод должен, во-первых, выйти на проектную мощность - 25 тыс. автомобилей в год, во-вторых, основательно заняться перспективными поставщиками комплектующих из России (в ближайшие пару лет надо довести их общее количество до 50%) и, в-третьих, расширить и усовершенствовать дилерскую и сервисную сеть. Главную же новость обещают сообщить в канун Нового года: когда начнется производство еще одной модели и что это будет за автомобиль. По одним сведениям, речь идет о " Volvo S40", по другим - о "Форде-Мондео". Словом, ждем вестей из Всеволожска...

ВИВА "НИВА"!

По первоначальным планам на СП "Джи-Эм-АвтоВАЗ" в 2003 году собирались произвести 35 тыс. "нив". Осенью планы пришлось скорректировать до 28 тысяч. О причинах в Тольятти не любят распространяться, но, по некоторым сведениям, главный поставщик - АвтоВАЗ, даже работая в три смены, не может пока выпускать требуемые 270 кузовов в сутки. Есть внутренние проблемы и у самого СП, в первую очередь они связаны с недостатком квалифицированных кадров. За год стоимость вседорожника " Шевроле Нива" подросла почти на 20%: в недорогой комплектации он сейчас стоит 8500 евро, но несмотря на это спрос по-прежнему достаточно высок.

Серийное производство "экспортной" "Нивы", как и раньше, планируют на второе полугодие: более чем в 1,5 раза возрастет мощность мотора - до 125 л. с. против 80. И при этом расход топлива (по паспорту) снизится до 10 л в городском цикле и до 7,5 л на трассе. В новом году предполагается выпустить 13 тыс. таких автомобилей - пятую часть от общего объема производства и 4-5 тыс. из них уйдет на экспорт в Европу (для начала в Восточную и Южную). "Впрочем, все зависит от спроса на машину в России, - говорит глава СП Джон Милонас. - Мы делаем русский автомобиль и продавать его в первую очередь будем в этой стране".

А вот перспективы обещанного когда-то пикапа пока туманны. По расчетам маркетологов, спрос на такой автомобиль не более 15-20 тыс. в год, в то время как предполагаемые затраты на организацию производства оказались весьма высокими. Так что этот проект пока положили в стол. Зато другой широко заявленный - о запуске на мощностях СП производства "Шевроле-Вивы" (известной раньше как " Опель Астра 2"), действительно, может быть реализован. Джон Милонас полагает, что первый экземпляр сойдет с конвейера уже в конце сентября 2004 года (запуск в производство планируется на начало 2005 года).

НЕ КИА ЕДИНЫМ

В конце ноября 2003 года со сборочного конвейера ЗАО "АвтоТОР" в Калининградской области сошел 25-тысячный автомобиль. Юбилейным стал вседорожник "КИА-Спортидж". Весьма популярную в России модель здесь собирают с 1998 года, причем с прошлого года - это полнокомплектное производство, включающее сварку и окраску кузовов.

Всего в 2003 году на "АвтоТОРе" выпущено около 10 тысяч автомобилей всех брэндов. "Год был трудным, мы столкнулись с большими проблемами, - рассказывает генеральный директор ЗАО "АвтоТОР" Владимир Горбунов. - Рынок запрашивал куда больше автомобилей КИА, чем мы смогли произвести. С учетом прогнозов, касающихся автомобильного рынка в России, в 2004 году планируем выпустить в Калининграде 20-24 тысячи легковых КИА и не менее 2 тысяч малотоннажных грузовиков этой марки. Основная продукция - популярный "Рио", соберем и около 5 тыс. вседорожников "Спортидж", в том числе и с новым двигателем, отличающимся от стандартного 2-литрового.

Но "АвтоТОР" - это не только КИА, - продолжает директор.- В конце 2003 года на заводе начато мелкосерийное производство вседорожника "Хаммер-2". Объемы его продаж у нас могут составить 400-500 автомобилей в год. Можно рассчитывать, что в рамках соглашения с "Дженерал моторс" с этого года в России начнется сборка еще двух автомобилей этой марки. С 1 марта на конвейер будет поставлена новая, пятая модель БМВ - с ней в "АвтоТОРе" мы также связываем рост производственных заказов".

И СНОВА АКЦЕНТ НА "АКЦЕНТ"

Самая тяжелая ситуация сложилась в прошедшем году на ТагАЗе. В начале года руководители его были полны оптимизма - готовились собрать 9-11 тысяч автомобилей " Хёндэ Акцент" в разных комплектациях. Собственно, рынок мог "освоить" и больше, но все упиралось в корейского партнера: летом на его заводах началась забастовка и поставка машинокомплектов в Россию приостановилась практически на три месяца. В итоге очередь на автомобили (надо сказать, самые недорогие в своем классе) растянулась на три-четыре месяца и многие покупатели стали отказываться от заказов. Годовой план пришлось сократить почти наполовину, а на весенние темпы удалось выйти лишь к концу осени.

Тем не менее коммерческий директор компании Андрей Фрадкин не оставляет надежды довести выпуск "акцентов" в этом году до планируемых 10 тыс. и выйти со своей продукцией на украинский рынок. Мало того, весной с конвейера в Таганроге, видимо, сойдут первые " Хёндэ Соната". Цену на них пока не называют, но, по некоторым данным, она будет начинаться с 13 тыс. долл. Если все пойдет по плану, в 2004 году здесь соберут до 1000 представительских седанов.

С ПРИЦЕЛОМ НА Х90

- В текущем году мы будем работать в двух направлениях, - рассказал генеральный директор СП "Автофрамос" Жан-Мишель Жалинье. - Поскольку рассчитываем на дальнейший рост продаж автомобилей "Рено", станем активно развивать дилерскую и сервисную сети, совершенствовать систему доставки автомобилей. Сейчас в цехах завода сборка " Рено Символ" ведется из комплектующих, поступающих с турецкого завода компании. Пока в Москве собирают 10 "символов" в день; за год должны выпустить около 1500 машин. Сборка продолжится до того момента, пока не потребуются площади для размещения нового оборудования. Видимо, на какое-то время производство вообще будет свернуто, потому что главное для нас в 2004-м - строительство нового завода. Сейчас готовится строительная площадка, идет заливка фундаментов, установка вспомогательного оборудования, но уже в конце года мы должны выпустить первую установочную партию автомобилей Х90.

Оборудование для сборки, сварки и окраски начнем завозить в самом начале года, а монтаж его должен быть закончен уже к осени. Планируем, что в начале 2005 года в продажу поступят серийные автомобили "Рено", собранные в Москве.

ИЖЕВСКАЯ "СПЕКТРА"

Группа СОК, основной акционер и одновременно управляющая компания "ИЖ-Авто", объявила о начале крупного инвестиционного проекта - выпуске в Ижевске автомобилей марки КИА. Частично, как планируется, СОК вложит в реализацию проекта собственные средства, остальное - привлеченные капиталы. Организация выпуска легкового " КИА Спектра" на мощностях АО "ИЖ-Авто" обойдется, по предварительным данным, в 100 млн. долл.

Крупноузловую сборку " КИА Спектра" планируют начать здесь уже в этом году, с тем чтобы в следующем выпустить 40 тыс. автомобилей КИА, а в течение трех лет выйти на проектную мощность - 100-120 тыс. машин в год. Руководители СОКа хотя и не отрицают, что договор с корейской компанией подписан, от каких-либо комментариев отказываются и о конкретных сроках и объемах производства предпочитают не говорить. Боятся, наверное, сглазить: в прошлой пятилетке в последний момент сорвался проект сборки в Ижевске чешских автомобилей "Шкода". Хочется верить, что корейский проект ждет более счастливая судьба...

Сварку кузовов иномарок освоили во Всеволожске, Калининграде, Таганроге.

Непременное условие - строжайший контроль качества сборки.

Подпишитесь на «За рулем» в