Баварцы и мили
Модель BMW 328 – одна из самых культовых в истории фирмы. Представленная в 1936 году, она имела прогрессивную конструкцию шасси с независимой передней подвеской на поперечных рессорах и задней на продольных рессорах. Рядный 6-цилиндровый двигатель объемом 1971 см3 развивал мощность 80 л.с. при 4500 об/мин – это достигалось применением алюминиевой головки блока с наклонными верхними клапанами и трех карбюраторов Solex, установленных непосредственно над впускными отверстиями в головке блока.
Выглядела 328-я тоже неординарно: если низкий силуэт стал уже привычным для двухместных спортивных автомобилей, то обтекаемые формы встречались не так часто, а фары, утопленные в крылья, стали дизайнерской новацией фирмы. Очень узкий кузов был еще и легким, поскольку изготавливался на деревянном каркасе и обшивался алюминиевыми панелями. Мощный мотор разгонял BMW 328 до 160 км/ч – внушительный показатель для середины 30-х годов!
Естественно, в спорте 328-я модель оказалась удачливой. В 1936 году за рулем родстера BMW 328 заводской гонщик Пауль Грайфц на трассе Нюрбургринг занял первое место в классе 2-литровых машин. В том же году команда из трех экипажей завоевала на состязаниях Tourist Trophy в Великобритании не только первое место в классе, но и командный приз. В 1938-м несколько BMW 328 приняли участие в гонках на длинные дистанции, но 24-часовые соревнования во французском Ле-Мане не принесли успеха. Следующую ставку сделали на итальянскую Mille Miglia.
Легче легкого
Самая известная гонка по извилистым дорогам Апеннинского полуострова протяженностью в тысячу миль впервые состоялась в 1927 году. С тех пор призовые места в ней, как правило, занимали хозяева этой земли – итальянцы. Но в 1940-м немцы на своих BMW 328 взяли почти все призовые места. Впрочем, машины у них были «немного итальянские».
В те годы существовала еще более совершенная технология изготовления кузова, позволяющая добиться снижения веса. Ее автор – основатель итальянского кузовного ателье из Милана Carrozzeria Touring Карло Феличе Бьянки Андерлони. Суть технологии, названной Superleggerra, в переводе означающей «сверхлегкая», заключалась в изготовлении каркаса кузова из тоненьких стальных трубочек, которые потом обшивали алюминиевыми панелями. Именно такие кузовы в 1940 году миланское ателье установило на пять шасси BMW 328 – три родстера и два аэродинамических купе. Мощность двигателей подняли до 135 сил, увеличив степень сжатия, убрав воздушные фильтры, отрегулировав карбюраторы и поставив специальные распредвалы. Эти автомобили заводская команда выставила на старт Mille Miglia.
Поскольку гонки проходили по итальянской территории, за руль одной из машин с кузовом купе посадили итальянского гонщика графа Джузеппе Лурани. На втором купе стартовал экипаж в составе Хушке фон Ханштайна и Вальтера Беймера. Три родстера вели экипажи Брудес-Резе, Брием-Рихтер и Венхер-Шольц. Команда BMW с самого начала рассматривалась как потенциальный победитель гонки, несмотря даже на то, что граф Лурани, на которого возлагались особые надежды, сошел на одном из первых этапов соревнования. Лидером стал фон Ханштайн, с которым боролся итальянский экипаж Фарина-Мамбелли на AlfaRomeo, приложивший все усилия к победе.
Но первыми на финише Mille Miglia оказались Фритц фон Ханштайн и Вальтер Боймер. Кроме этого они показали среднюю скорость, которая так и не была побита до 1957 года, когда гонку закрыли из соображений безопасности, – 166 км/ч. На прямых же участках их купе BMW 328 уверенно держало скорость до 220 км/ч, что и позволило им придти к финишу первыми. Вторыми оказались Фарина и Мамбелли. Третье, пятое и шестое места взяли экипажи заводской команды BMW. В итоге оказалось, что немцы одержали абсолютную победу в личном и командном зачетах. Но она оказалась пирровой: в мире уже год шла война и на Mille Miglia 1940 года не приехали ни англичане, ни французы. Немцы соревновались с итальянцами, а гонка потеряла международный статус. Потом стало уже и не до гонок.
Судьбы трофеев
После войны предприятие BMW оказалось расколотым на две части – штаб-квартиру в Мюнхене заняли союзники, а автомобильный завод в Айзенахе попал в советскую оккупационную зону. Также разошлись и участники той последней предвоенной Mille Miglia. Хорошо спрятанную машину фон Ханштайна и Баумера отыскал один американский лейтенант, который переправил его в Америку и там выгодно продал.
Другие автомобили остались в Айзенахе и довольно быстро рассеялись. Один родстер неведомыми путями очутился в Западной Германии. Еще один погиб. А автомобиль, на котором выступал экипаж Венхер Шольц, – попал в руки представителей советской военной администрации Германии.
Потом этот BMW 328 оказался в Москве. По улицам столицы на нем гонял летчик Алексей Микоян – один из сыновей видного политического деятеля Анастаса Микояна. В 1947 году владельцем машины стал автогонщик Алексей Подкутов. В начале 70-х годов он поменял ее на модные «Жигули» у прибалтийского коллекционера Гвидо Адамсона. Тот провел косметический ремонт автомобиля и потом участвовал на нем в парадах автостарины, и даже дважды (в 1990 и 1994 годах) принимал участие в исторической гонке Mille Miglia. Сейчас этот родстер находится в фирменном музее BMW в Мюнхене.