ТЮФ идет в Россию
В Германии техосмотр называют «тюфом» – по имени проводящих его компаний TU.. V. Государство доверило контроль за техническим состоянием автотранспорта независимым фирмам и не пожалело об этом. Можем ли мы перенять западный опыт? И не решится ли немецкий ТЮФ на масштабный эксперимент в России? Об этом шел разговор с председателем Наблюдательного совета по Центральной и Восточной Европе концерна TU.. V SU.. D господином Томашем ВИТОМ (на фото слева) и генеральным директором ООО «ТЮФ ЗЮД Русланд» Михаэлем ЯКОБОМ.
– TU.. V SU.. D давно работает в ведущих странах. Не припозднились с приходом в Россию?
Т.В.: Вы скажете, что все это далеко от автомобильной темы, с которой прежде всего связывают тюфовский бренд. Не волнуйтесь, мы обязательно будем двигаться в этом направлении. Сборочные автопроизводства в России растут как на дрожжах. А значит, возникнут проблемы с индустрией комплектующих. Начать с того, что их надо сертифицировать, а у большинства автокомпаний собственные регламенты. Значит, для TU.. V будет непочатый край работы. Не меньшая проблема найти стабильных поставщиков, ведь минута простоя конвейера стоит 2–3 тысячи евро.
– А сможете ли вы обнадежить российских водителей, которые изнывают в очередях на техосмотр? Кстати, в ФРГ сталкиваются с такой проблемой?
М.Я.: ТЮФы заинтересованы принять как можно больше машин – за техосмотр каждой легковушки, независимо от ее класса и литража, автовладелец платит 80 евро. Конкуренция острая, а способов борьбы за клиента не так уж много. Это прежде всего ускорение диагностики, особо подчеркну – без поблажек для экзаменуемых. Многие процедуры автоматизированы, а шариковую ручку сотрудник ТЮФа берет, чтобы расписаться в итоговом протоколе. Со стороны осмотр автомобиля может показаться комичным: инспектор что-то бурчит себе под нос. Ничего смешного, короткими фразами он наговаривает в микрофон состояние основных агрегатов, и компьютер, наученный распознавать технический сленг, буквально на лету заполняет «зачетную ведомость». Так дело движется скорее.
– Не получится ли, что в пылу борьбы за клиента немецкие ТЮФы начнут выдавать техталоны, то есть наклейки, по «упрощенной» схеме? Как давно принято в России – за взятку инспектору.
Не менее важен другой момент: благодаря данным техосмотров мы получаем что-то вроде слепка по каждой модели, индивидуального, как отпечаток пальца. Возьмем, к примеру, Audi A3 – 5,1% этих машин в возрасте трех лет не проходит техосмотр с первого раза, а процент отбраковки Peugeot 307 – 9,5%. Можно углубиться в «капиллярный узор», просмотрев цифры о состоянии электрики, топливной системы, тормозов конкретной модели… Допустим, на одном из ТЮФов нечистый на руку инспектор стал закрывать глаза на машины с неисправностями. Очень быстро подлог раскроется: радужные отчеты не будут стыковаться с общей статистикой. Служба внутреннего контроля тут же среагирует на тревожный сигнал и отправит на подозрительный объект проверочные экипажи, которые попробуют «договориться» с сотрудником ТЮФа. Получается, что статистика служит гарантом честности.
Т.В.: Когда все играют по одним правилам, жульничать сложно и невыгодно. Если выяснится, что попавшая в аварию машина недавно прошла техосмотр, а у нее стерты тормозные колодки, то пункту инструментального контроля грозят санкции, вплоть до уголовной ответственности и отзыва лицензии. Для пунктов проверки есть четкая грань: нельзя «упрощать» процедуру осмотра, другое дело – упростить жизнь клиенту, сделав для него техосмотр по возможности необременительным. Например, хозяин не сдавшей экзамен машины должен получить распечатку с указанием неисправностей, которые следует устранить.
– …И предложение оперативно все отремонтировать на том же сервисе, да еще со скидкой?
– А в России техосмотр «поднять» готовы?
М.Я.: В кирпичи и стены, по крайней мере, инвестировать не придется. В России есть полторы тысячи пунктов техосмотра, большинство из них находится в частных руках. Но все упирается в контроль со стороны государства в лице сотрудников дорожной автоинспекции. Пока от них зависит выдача техталонов, для нас горит красный свет. Не первый год говорится о передаче этих функций от Госавтоинспекции частным компаниям, однако с мертвой точки дело не сдвинулось.
Но представим, что решение принято. В таком случае мы действительно готовы подключиться к проведению ТО, скорее всего, на комплексной основе. Открыть несколько собственных станций и, самое важное, помочь выстроить систему по тюфовскому образцу, наладить информационные потоки. Но это станет возможным при нескольких условиях. Если на всех пунктах будет одинаковое диагностическое оборудование, появится централизованная система обработки данных – полная статистика, как говорилось, залог честной игры. И тогда для автовладельцев не останется лазеек в виде станций, согласных «менее строго» подходить к ТО, иначе вся затея теряет смысл.
– На границе с Данией есть город, название которого приводит в ужас немецких водителей. Это Фленсбург, где хранятся данные о всех нарушениях ПДД. В Германии разговор короткий: набрал 18 штрафных баллов – лишаешься прав. И обратно за руль не пустят, пока не пройдешь специальный «идиотен тест». Его, как я слышал, проводят ваши люди?
Т.В.: Как видите, ничего страшного. Конечно, есть люди, которых просто нельзя пускать за руль, включая хронических алкоголиков, наркоманов. Но фильтровочная функция не самая главная. Экспертиза задается вопросом, почему человек лихачит, и предлагает решение его проблем. И это работает. После консультаций с медиками большая часть сорвиголов превращается в спокойных участников дорожного движения. Могли бы мы наладить работу таких экспертиз в вашей стране? Безусловно. Но российские законы не предусматривают ничего подобного, а идти на непопулярные шаги в преддверии выборов, вводя балльную систему, власти вряд ли захотят.
– Техосмотр и медэкспертиза – не единственное, чем можно заняться в России. Взять хотя бы сертификацию сервисов…
Наверняка здесь будет востребована и оценка состояния подержанных машин. Сейчас у дилеров благодаря трейд-ину скапливается большое количество секонд-хэнда. О беспристрастности салона говорить сложно, а специалисты TU.. V могли бы провести независимую экспертизу. Не просто назначить цену за машину, а к тому же определить, через какой промежуток потребуют замены те или иные детали. К нам уже обращались за помощью крупные московские компании, нуждавшиеся в экспертном заключении. Довольно скоро эта услуга станет доступна рядовым автолюбителям. Мы сейчас подбираем специалистов, которые пройдут учебу и стажировку в одной из европейских стран. Как видите, у нас серьезные виды на Россию.
Что такое ТЮФ?
Аббревиатура ТЮФ (Technischer U.. berwachungsVerein) переводится на русский как Объединение по техническому надзору. История ТЮФов восходит к 1866 году. Любопытно, что первая такая организация следила за состоянием паровых котлов. Нам в это трудно поверить, но с тех пор все виды технических проверок и сертификаций в Германии осуществляют частные независимые компании. Государство им доверяет! Под диктовку рынка ТЮФы сливались в крупные холдинги, конкурирующие друг с другом. Самые значимые на сегодняшний день – это TU.. V SU.. D, TU.. V Rheinland и TU.. V NORD, более мелкие – TU.. V Saarland и TU.. V Thuringen.
Международный концерн TU.. V SU.. D(со штаб-квартирой в Мюнхене), имея ежегодный оборот более миллиарда евро, 11 тыс. сотрудников и 600 представительств и филиалов по всему миру, является крупнейшим из всех ТЮФов. Российский филиал компании открылся в прошлом году и уже взялся за экспертизу и сертификацию строительной и электротехники. В интересах «Газпрома» компания проводит стрессиспытания материалов, используемых при прокладке Балтийского трубопровода. Один из важнейших векторов ТЮФов – автомобильный. Все объединения уполномочены немецкими властями проводить техосмотр транспортных средств, экзаменовать на водительские права. На госномера исправных машин наклеивается знак ТЮФ в виде синего восьмиугольника с указанием месяца и года следующего ТО. Наглядно и удобно! Надо отметить, что помимо TU.. V техосмотр в Германии также осуществляют компания Decra и сервисы, располагающие лицензией. Сплошь частные фирмы! Дорожная полиция, госслужащие из других ведомств занимаются своими делами.