Виктории двенадцатого года

Виктории двенадцатого года

Нет, это победы не над французами – надскоростью. И одержаны они столетиеспустя в автогонках 1912 года, причемвсе машины были обуты в шины Continental.Фирма не преминула собрать эти достиженияпод одну обложку, которую мы сегодня и приоткроем.

Гонки в колесе истории

Автоспорт, в 1912 году справивший свое совершеннолетие, к этому моменту уже почти определился в привычных сегодня жанрах. Но,прежде чем вслед за Continental попытатьсяпроникнуть в атмосферу тех дней, обратимся кНиколаю Григорьевичу Кузнецову, автору первого русского автоучебника «Курс автомобилизма».

«Уже с начала 1895 года конструкторы былив состоянии строить паровые и бензиновые автомобили. Однако публика относилась к нимвесьма недоверчиво и не придавала особогозначения всему автомобильному делу. Необходимо было поразить ее воображение, чтобыдоказать действительную ценность и значениеэтих машин. В первой гонке, организованнойжурналом Le Petit Journal в 1894 году междуПарижем и Руаном (расстояние 126 км), приняло участие 102 автомобиля (столько записались, на старт же выехал всего 21 экипаж –14 бензиновых и 7 паровых, из них финишировали 13 бензиновых и 2 паровых. – Прим. ред.).Успех гонки создал такую хорошую рекламуэтому новому виду спорта, что в следующем,1895 году была организована вторая гонка, наболее значительнуюдистанцию в 1200 кмПариж – Бордо – Париж (участвовали 40 автомобилей – бензиновых, паровых и электрических. – Прим. ред.).Большинство паровых и электрических автомобилей осталось впути, не кончив гонку. Эта гонка считается в истории автомобилизма родоначальницей всегоавтомобильного спорта.

С 1895 года спрос на автомобили начинает быстро возрастать, а 1895 год справедливо считается годом зарождения автомобилизма.В 1896 году была устроена гонка Париж – Марсель – Париж на дистанцию в 1720 км. Во время этой гонки было применено разделениевсех автомобилей по категории в зависимостиот веса машин и их размеров. В 1897 году состоялась гонка Париж – Ницца –МонтеКарло.Она интересна тем, что на ней 16 автомобилейбыло уже снабжено пневматическими шинами.

Гонки автомобилей ясно доказали жизненность и практическое значение автомобилизма; продажа автомобилей стала быстро расти;конструкцияавтомобилей совершенствовалась из года в год, постепенно увеличивалась искорость, развиваемая автомобилями.Можно утверждать, что автомобильные гонки былиодной из главныхпричин, побудивших конструкторовприложить все усилия к разработке и улучшению конструкцииавтомобилей». Вот так наши предки оценивали роль автоспорта в новейшей истории.

Новые русские«самокаты»

Кстати, справедливости ради надо заметить:автоспорт в России тогда был ненамного моложе мирового. Первая в нашей стране гонка моторов состоялась уже в 1898 году!

«Октября 11го (т.е. 24го по новому стилю. –Прим. ред.) свершилось давно жданное событие – состязание моторов, – читаем в велосипедном журнале «Самокат» почти столетнейдавности, организовавшем гонку вместес Обществом велосипедной езды. – Всех мотористов,пожелавшихвыйти на соревнование, записалось четырнадцать, но на старт вышло всего шесть моторовтрехколесных одноместок (трициклов, т.е.трехколесных мотоциклов Clement. – Прим.ред.) и один четырехместный автомобиль системы Бенца, 52 пуда весу и 6 1/2 лошад. силы (Benz Velo. – Прим. ред.)».Маршрут гонки протяженностью 39 верст(41,6 км) проложили между станцией Александровская и Стрельней под СанктПетербургом. В июне следующего года состояласьпервая гонка Москва – Петербург, стоверстная гонка на приз журнала «Самокат» недалеко от северной столицы. И пошло (вернее,поехало): в 1900 году – шесть соревнований, втом числе первые в России по подъему нахолм; в 1901 году – семь! А начиная с 1907 годаздесь проводятся международные соревнования. Двумя годами позже в русском автоспорте дебютирует автомобиль отечественногопроизводства – «РуссоБалт», выпущенныйРусскоБалтийским вагонным заводом (РБВЗ)в Риге. Именно этим машинам было сужденопрославить Россию в международных состязаниях. Так что о совершеннолетии как мирового, так и российского автоспорта мы заговорили не зря.

Быстрые и знаменитые

Традиционно внимание всего мира приковывали соревнования на родине автоспорта.Фирма Peugeot участвовала в них с самого начала – гонку Париж – Руан 1894 года окончилипять автомобилей этой марки: один поделил с«Левассором» (Levassor) 1е место, они занялитакже 2е и 3е призовые места.Воодушевленная успехами последующих лет, фирма создала автомобиль Peugeot 7,6lспециально для участия в Гранприавтоклуба Франции. Молодомушвейцарскому инженеру Эрнсту Генри (Ernest Henry) удалосьвоплотить в его конструкции самые передовые инженерныерешения того времени: верхнеклапанный двигатель имел двараспределительных вала в головкецилиндров (2хОНС), четыре клапанана цилиндр и полусферические камеры сгорания. Позже это появилось и на других автомобильных ДВС. Четырехцилиндровый двигатель с гигантским по нынешним понятиям рабочим объемом 7,6 л развивал мощность 175л.с., что позволяло достигать скорости 160км/ч. Кроме побед на родине этот Peugeot 7,6lпрославился тем, что стал первым европейским автомобилем, выигравшим гонку «500миль Индианополиса» в Америке...

Но, пожалуй, самый знаменитый из показанных на фото автомобилей – это Blitzen Benz («Молниеносный «Бенц»), на котором были также поставлены абсолютные рекорды скорости.

Всего же на шинах Continental выиграно 23состязания 1912 года в Европе (плюс к томузаняты другие места, завоеваны призы и дипломы)и одно в Латинской Америке – пробегБуэнос-Айрес – Мар-дель-Плата. А в испытательном пробеге грузовиков, который проводило Военное министерство России, чтобы выбрать наиболее пригодные для использованияв армии автомобили и комплектующие, 63%машин имели шины Continental, и они былиофициально признаны лучшими.

Двенадцатый год памятен самыми яркимипобедами дореволюционного автоспорта – Андрей Платонович Нагель, русский автоспортсмен и автожурналист номер один, на «РуссоБалте» вместе с Вадимом Александровичем Михайловым занял в ралли «Монте-Карло»9-е место в абсолютном зачете среди 87 участников и завоевал первый приз туризма за выносливость авто и трудность пути и первыйприз маршрутов: от Петербурга до Монако –3590 км. А участие в ралли «Сан-Себастьян»(4492 км от Санкт-Петербурга) принесло кубоквыносливости. Но «Руссо-Балт» был обут в отечественные шины «Проводник», и это уже другая история...

«БЕНЦ» МОЛНИЕНОСНЫЙ

...Ни одно транспортное средство планетытех лет – будь то поезд или аэроплан – несмогло бы обогнать этот автомобиль. Онкак бы незримо нес в своем «птичьемклюве» над радиатором первую «ветвь»триединого олимпийского лозунга – «Бы стрее, выше, сильнее». 228 км/ч почти сто летие назад – слабо? Для этого потребо вался двигатель рабочим объемом 21,5 л (!),способный в те годы «лишь» на 200 л.с.А началось с того, что член совета дирек торов Юлиус Ганс (Julius Ganss) прочувст вовал зависимость между успехом спор тивным и коммерческим. Предложениеприняли на ура, и в начале 1909 года былдан зеленый свет созданию автомобиля,способного «заглянуть» за магическийдвухсоткилометровый рубеж скорости. Заоснову взяли 12-литровый 150-сильный го ночный Benz, довели рабочий объем до21,5 л и мощность – сначала до 184 л.с. при1500 об/мин, а затем до 200 л.с. при 1600об/мин. Конструктор и гонщик Фриц Эрле,впоследствии возглавлявший отдел испы таний и спорта, летом 1909 года преодо лел километр с ходу со скоростью159,3 км/ч. А известный гонщик ВикторЭмери (Victor Hemery) поздней осенью натреке Бруклендс, столетие которого бри танцы справляют в этом году, побил тог дашний мировой рекорд скорости, развив202,691 км/ч. Затем в Америке на «Мол ниеносном» были достигнуты скорости211,977 (1910 год) и 227,510 км/ч (1911 год),но эти результаты не признали в Европеиз-за судейских разногласий по процеду ре проведения рекордных заездов. Спор тивная карьера некоторых «Молниеносных» (всего их было построено с 1909 до1912 года шесть, и они отличались друг отдруга) продолжалась вплоть до двадца тых годов. Один из ранних экземпляров,1909 года выпуска, был в 1913 году приоб ретен известным русским фабрикантом Густавом Листом и участвовал в соревно ваниях. На нем был установлен россий ский рекорд скорости на дистанции вер ста с ходу – 201 км/ч, державшийся еще долгие годы...

Подпишитесь на «За рулем» в