Губернское кольцо
В Министерстве строительного комплекса Московской области подробно рассмотрен вопрос и о финансовой модели проекта Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области. Как мы уже говорили, она предусматривает не применявшийся ранее в России экономический механизм государственно-частного партнерства. Предполагаемый объем инвестиций – 14–15,5 млрд. долларов.
Если речь зашла о финансовых моделях, значит, и до самого строительства недалеко.
В панъевропейских коридорах
О ЦКАД сейчас говорится много. Но не все представляют себе, каких грандиозных масштабов этот проект.
Начнем хотя бы с того, что ЦКАД – составная часть панъевропейских транспортных коридоров – № 2 (запад – восток: Лондон – Париж – Берлин – Варшава – Минск – Московская область (южный участок ЦКАД) – Нижний Новгород – Екатеринбург) и № 9 (север – юг: Хельсинки – Санкт-Петербург – Московская область (западный участок ЦКАД) – Нижний Новгород). Европа станет ближе – это факт.
Тем более что ЦКАД будет практически европейским автобаном и по ширине и комфорту значительно превзойдет МКАД. На различных участках дороги в зависимости от интенсивности движения предусматривается от четырех до восьми полос. На всем протяжении автодорога будет освещена в темное время суток.
ЦКАД – один из пяти проектов дорог с платными участками, ее строительство планируется завершить уже в 2010 году. Далее последуют трасса Москва – Санкт-Петербург, трасса от МКАД в районе развязки с Молодогвардейским шоссе, трасса «Дон» (Москва – Кашира) и Домодедовское шоссе.
Четыре разных типа
По информации Министерства транспорта Московской области, общая протяженность ЦКАД составит 520 км, 325 из них пройдут по ныне существующему Московскому малому кольцу (Малое бетонное кольцо А107). На протяжении более чем 70 км действующую дорогу реконструируют, а 253,5 км трассы будут использованы в качестве местного проезда-дублера.
По проекту ЦКАД состоит из четырех типов дорог.
Первый – это скоростные шоссе в направлениях Московского малого кольца, Московского большого кольца (Большое бетонное кольцо А108) и участка Москва – Санкт-Петербург. Именно отсюда, как надеются разработчики, и начнется формирование всей системы скоростных магистралей Подмосковья. Как попасть на ЦКАД, так и съехать с нее можно будет только через многоуровневые транспортные развязки – это и понятно, ведь расчетная скорость здесь дойдет до 140 км/ч. А те участки, которые продублируют скоростными трассами, станут использоваться в качестве местного проезда ко всем населенным пунктам, производственным и иным объектам, расположенным рядом.
Второй тип дорог, входящих в состав ЦКАД, – так называемые нескоростные участки расширения. Что это значит? А то, что, например, на территории Одинцовского района Можайское шоссе и участок Московского малого кольца будут расширены до четырех полос в пределах существующей полосы отвода. Третий тип – нескоростные участки реконструкции. То есть там вместо старых дорог проложат новые. Так, в Истринском, Солнечногорском районах и Домодедове для строительства новых трасс используют ныне существующие.
И последний, четвертый тип составляющих ЦКАД дорог – нескоростные участки, связывающие новое автокольцо с существующими кольцевыми дорогами – в Солнечногорском и Клинском районах, и обход Звенигорода.
Все для животных и туристов
Кстати, даже на нескоростных участках ЦКАД расчетная скорость движения составит до 100 км/ч. Для этого на кольце появится 34 многоуровневые транспортные развязки, 95 путепроводов на пересечениях с железной дорогой и местными автодорогами, 56 мостовых сооружений на пересечении с реками и водотоками, 22 современных пешеходных перехода, и, что интересно, в местах, где новая трасса будет пересекать экологические коридоры, возведут 28 искусственных сооружений для обеспечения сохранности естественных миграционных путей животных.
В Рузском же районе, вблизи НикольскоеГагарино, ЦКАД и вовсе уйдет в туннель, чтобы не нанести вреда исторической усадьбе.
Вообще, планируют, что строительство ЦКАД позволит создать предпосылки для экономического развития прилегающих территорий (Кольцевая дорога проходит через 18 муниципальных образований Московской области). И в первую очередь создаст условия для развития туризма.
Только в прошлом году в Подмосковье официально было зарегистрировано 1 млн. 200 тыс. российских и 115 тыс. иностранных туристов. Один из проектов, реализуемых сейчас в регионе, – «Губернское кольцо Подмосковья». Он предусматривает формирование эксклюзивного туристского маршрута по историческим городам Московской области, в число которых на первом этапе вошли Дмитров, Сергиев Посад, Коломна, Серпухов, Можайск, Волоколамск, Клин. По кольцу, охватывающему эти города, и построят Центральную кольцевую автомобильную дорогу (ЦКАД).
Были бы деньги
Ну вот, с чего начали – к тому и пришли. Если наши инвесторы поскромничают, может, иностранцы рискнут вложить средства в подмосковную инфраструктуру.
Как говорят чиновники, сдерживающим фактором прихода частного капитала в автодорожное строительство является долгий срок возврата инвестиций, около 30 лет. Одним из спорных моментов также является механизм резервирования и изъятия земель, находящихся в частном владении.
Но вот когда речь заходит о платных автодорогах, инвесторы оживляются. Так, китайские компании выразили заинтересованность в строительстве платных трасс в Москве и Санкт-Петербурге. Заявки на участие в строительстве платной автодороги «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге подали практически все крупнейшие европейские строительные и концессионные компании. Но платная дорога – это не просто «дорога за деньги», существует ряд требований к таким автотрассам.
В развитых странах плату взимают лишь за проезд по скоростным автомагистралям. Эти дороги обозначены указателями со специальным символом и называются по-английски – motorway, по-немецки – autobahn, по-французски – autoroute, по-испански – autopista, по-итальянски – autostrada. Во Франции, Италии и Испании действует покилометровая система оплаты. Автомагистрали вблизи крупных городов бесплатны, а все развязки платных дорог устроены так, что въехать на трассу или покинуть ее, минуя контрольно-пропускной пункт, невозможно.
Правительство РФ одобрило законопроект о платных дорогах, но в России свои скорости, а иностранцам нужны обороты. В Подмосковье ведется предварительная работа по привлечению иностранных инвестиций в дорожное строительство. В частности, в строительство автодороги МКАД – Ногинск – Орехово-Зуево и трассы между Волоколамским шоссе в Красногорске и магистралью Москва – Рига. Уже подписаны соглашения о намерениях с компаниями из Франции, Италии, Германии и Греции.
Но платными будут лишь магистраль Москва – Санкт-Петербург и автодорога в обход Одинцова. На ЦКАД, как уже говорилось, платить придется лишь на отдельных участках. Есть вариант, что и новая автотрасса Москва – Ногинск (дублер Горьковского шоссе) будет платной, но до этого еще далеко.
Если все пойдет по плану
Итак, если переговоры с инвесторами перейдут от стадии намерений к реальному финансированию, то Центральная кольцевая автодорога пройдет следующим образом.
Начнем с начала, то есть с ее восточного сектора.
Старт намечается на пересечении с федеральной автомобильной дорогой М7 «Волга» в 500 м западнее примыкания автодороги на деревню Караваево. На пересечении дорог – транспортная развязка. Далее ЦКАД пройдет на расстоянии 6,7 км южнее обхода Ногинска до пересечения с Горьковским направлением МЖД, севернее поселка Елизаветино. От МЖД до Носовихинского шоссе – на расстоянии 800 м восточнее деревни Бабеево. От пересечения с Носовихинским до примыкания Московского малого кольца (ММК) на расстоянии 2,8 км южнее пересечения этих дорог, далее до Егорьевского шоссе, где предусматривается еще одна развязка. От Егорьевского ЦКАД пройдет до пересечения с автомобильной дорогой Жуковский – Раменское – ст. Бронницы – Чечевилово – Московское большое кольцо (МБК) и далее от примыкания к ММК автодороги на деревню Никулино до пересечения с федеральной автодорогой М5 «Урал» на расстоянии 1,5 км юго-восточнее пересечения с ММК дороги, ведущей в обход города Бронницы. Выходим на юг и здесь останавливаемся.
Другие три сектора пройдем подробно в следующих номерах ГЗР.