Спортивное поведение
Чего только не было в СССР! Многого не было. Пентхаусов, автомобилей с кондиционерами, фирменных джинсов, безработицы… Секса и профессионального автоспорта – формально, ясно. Все спортсмены числились военными, милиционерами, мясниками, слесарями, стрелочниками. Это вовсе не мешало нашим «любителям» становиться на ступеньку выше их профи. Теперь мы азартно обсуждаем российских профессионалов, забыв о любительском спорте, который все-таки (надо же!) продолжает существовать. Большое уважение вызывают спортсмены-любители, поддерживающие наиболее затратные, дорогие виды. Автоспорт, скажем. Конечно, они тратят деньги на собственное удовольствие, но без определенного энтузиазма такие расходы быстро становятся обременительными. И – учтите – время: на тренировки и сами соревнования его требуется немало. В общем, для занятий автоспортом нужно быть абсолютным фанатом…
Москвич Николай Сорокин – неоднократный победитель и призер любительских соревнований по ралли-спринту. Выступает на Mitsubishi Lancer Evolution VIII подготовки столичной компании «Спортмобиль».
Любопытно, что до визита в «Спортмобиль» Николай объехал несколько московских контор, предлагавших услуги по тюнингу Evo. Везде брал прайсы, долго и основательно общался с консультантами. В итоге остановил выбор на компании, которая считается самой дорогой. Его интересовало только соотношение цена/результат, красивые слова значения не имели.
Evo Сорокина относится к серии SX500. Это одна из десятка машин, построенных по образцу победного болида американского раллийного чемпионата SCCA ProRally 2003. В названии серии – SX500 – зашифрованы показатель крутящего момента 500 Н.м и содружество с английской компанией Xtreme (а S значит Sportmobil). Мощность двигателя – 380 л.с. (измерено на высокоточном динамометрическом стенде Rototest). Время разгона до 100 км/ч – 4,49 секунды. Машина Николая, в принципе, идентична другим SX500, но есть важное отличие – система электронного управления собрана на основе контроллеров «Спортмобиль»…
Отсюда подробнее
В спортивных автомобилях и серьезных тюнинг-карах штатные блоки управления меняют на нестандартные, позволяющие легко и быстро изменять настройки силового агрегата, учитывая многиефакторы. Помимо глобальных задач, как то увеличение максимальной мощности и крутящего момента, можно сконцентрироваться на «частностях». Допустим, холодном пуске.
Инженеры столичной компании в течение многих лет использовали в своих тюнинговых и спортивных проектах электронику MoTeC. Продукты австралийской марки устраивали до того момента, пока тюнинг не стал мелкосерийным. Делать из каждой машины лабораторию было уже невозможно. Возникла необходимость устранить из списка опций лишние позиции и существенно снизить цену комплектующих. В первую очередь обращала на себя внимание электроника, ведь стоимость одного австралийского процессора доходила до 3000 долларов США. У MoTeC была и вторая особенность: процессоры этой марки, ориентированные на машины высокого уровня форсировки, не всегда позволяли обеспечить стабильный холостой ход даже на моторах с «умеренным» тюнингом (350–380 л.с.). Начиная серию SX, технический директор «Спортмобиля» Павел Рустанович решил, что есть возможность заменить импортные контроллеры блоками российского производства. Вскоре специалисты приступили к разработке. Результаты появились уже к концу 2003 года.
Машина Николая Сорокина первой среди подобных получила трехмерный контроллер SX образца конца 2005-го – начала 2006 года. Любопытно, что инженеры не заменили штатный блок управления, а сумели срастить свой контроллер со стандартными «мозгами» Mitsubishi. Разумеется, потребовалась не только установка, но и комплексная настройка с учетом условий эксплуатации автомобиля в боевых режимах. Со стороны кажется, что любительские раллиспринты практически не отличаются от профессиональных. На самом деле отличий масса, и их следовало принять во внимание при подготовке автомобиля. Например, учесть, что в этом виде соревнований из-за специфики трасс чаще всего используются две первые передачи и скорость движения сравнительно низкая. Двигатель практически постоянно работает на полных оборотах. Учитывали и использование 100-го бензина. Очень важно было, что Николай не собирался превращать Evolution в чисто спортивный болид, хотел сохранить возможность ежедневного использования машины. Был ограничен и бюджет проекта. Техникипотрудились основательно: после единственной тщательной настройки коренных изменений вносить не пришлось. За год Николай принял участие во многих соревнованиях, выиграл огромное количество кубков. Машина не подводила.
Бизнес-драйвинг
Полностью оценить способности автомобиля можно только в среде его обитания: внедорожник должен быть на размытых проселках, спорткупе – на гладком асфальте. Для раскрытия талантов раллийного Evo требуются раллийная трасса и подготовленный пилот. Смоделировать такие условия в городе невозможно, поэтому выжимать из машины все, на что она способна, не стали. А сомневаться в объективности судей, неоднократно присуждавших победы Николаю Сорокину, оснований нет.
Хотя восьмая серия Lancer Evolution продавалась по сравнению с предшествующими поколениями большими сериями, и считается, что ее сделали «дружелюбнее» предшественниц, для нормального управления этим автомобилем нужна как минимум высокая водительская квалификация. Лучше – многолетний опыт плюс серия курсов экстремального вождения. SX500 находится ровно на той грани, когда уже неплохо иметь в кармане гоночную лицензию. Машина Николая – за гранью. Ее присутствие в городе воспринимаешь как временное явление, она тут проездом. Дело не в мощности: есть еще более мощные Audi, BMW, Mercedes-Benz (AMG). Но владельцы таких автомобилей обычно жалеют лакированные борта… А на бампере этого желтого живого места не найти. Еще бы, он «в бою» чуть ли не каждые выходные!
Когда понимаешь это, складывается четкая картина. Человек имел быстрый автомобиль и желание подняться над общим уровнем, всерьез занявшись спортом. Были свободные деньги и время. Того и другого не слишком много, но для дела должно было хватить. Плюс завидное упорство. Начав с анализа, к кому можно обратиться за помощью, нашел нужных людей. Подготовленный ими автомобиль позволил открыть победную серию. Человек добился, чего хотел, и даже большего.
В «Спортмобиле» не любят, когда их называют «тюнинг-ателье». Официальное дилерство Mitsubishi, мелкосерийное производство, никаких цветных строчек на сиденьях и цветочков на крыльях… Пафос? Присутствует, но заслуженный: эта команда делает то, чего не могут другие, и Николай вовремя в это поверил.
На соревнованиях среди владельцев Evo 4–9-го поколений 16 июля 2006 года Сорокин и его желтая «восьмерка» одержали очередную победу. Профессиональные гонщики шли вне зачета, а более серьезных машин в тот день в Мячкове, судя по результату, просто не было…
Сегодня команда «Спортмобиля» готовит Николаю «девятку» для соревнований более высокого уровня. Планируемая мощность двигателя – за 500 л.с…