Восток – Запад
– Мы больше не производитель дешевых машин, а одна из крупнейших автомобилестроительных корпораций, – глава Hyundai по связям с общественностью в Европе Штефан Хенрик сразу обозначил амбиции компании. – Будем конкурировать с европейскими моделями вроде Volkswagen Golf, Peugeot 307 и Ford Focus!
Амбициозная цель крупнейшего корейского автоальянса Hyundai-KIA – войти к 2010 году в пятерку крупнейших мировых производителей – все ближе. Самые высокие показатели ежегодного роста продаж, выход на все крупные рынки сбыта, строительство локальных сборочных производств и дизайн-центров. В конце апреля в Восточной Европе почти одновременно состоялось два важных события: начало работы завода KIA в Словакии и закладка первого камня будущего производства в Чехии. Оба предприятия – звенья одной цепи, выстраиваемой корейцами для скорейшего охвата европейского рынка. А главным оружием станет парочка KIA cee’d / Hyundai i30, ради массового выпуска которой и затеяны эти проекты.
Завод в Словакии, пару лет назад казавшийся одним из самых затратных для корейцев предприятий (на создание современного производства ушло не менее миллиарда евро), заработал еще в конце прошлого года. На площади 166 га раскинулось современное предприятие, которое корейцы называют самым экологичным в Европе. Но официальную процедуру открытия приберегли до весны, когда в Жилине стартовало крупномасштабное производство хэтчбеков KIA cee’d. В процессе задействованы 2300 человек и 400 роботов. До конца года в Жилине запустят универсал и трехдверку. А освоение второй модели позволит к 2010-му вывести производство на полную мощность – 300 тысяч машин в год.
В Россию из Словакии будут поставляться не автомобили, а машинокомплекты – отверточная сборка KIA cee’d уже налажена на мощностях калининградского «Автотора». В строительство и оборудование нового производственного корпуса вложено 15 млн. евро – здесь налажены четыре производственные линии, одна из которых предназначена для отверточной сборки корейских машин. До конца этого года «Автотор» планирует выпустить 18 тысяч хэтчбеков, постепенно выходя на проектную мощность 25 тысяч в год. Продажи начнутся в мае, причем KIA cee’d появится только в салонах дилерской сети «Автотора». На нашем рынке будут представлены хэтчбеки с бензиновыми двигателями объемом 1,4 (109 л.с.), 1,6 (122 л.с.), 2 л (140 л.с.) и дизелем 1.6 (115 л.с.). Следом появится и 2-литровый дизель (140 л.с.), а осенью на конвейер встанет универсал. Объявленный диапазон цен – от $16 500 до $22 500.
Будущий завод в чешской Носовице расположится недалеко от границы со Словакией и всего в 85 км от предприятия KIA в Жилине. Такое соседство суть прямой расчет: в Жилине помимо головного предприятия действуют 14 заводов по производству комплектующих, еще минимум три вырастут вокруг предприятия Hyundai в Носовице. Масштабы впечатляют: под все производственные нужды, включая логистику и заводы комплектующих, куплено аж 360 га земли. Первоначальный объем инвестиций – 1,1 млрд. евро, причем корейцы уже сейчас заявляют о дополнительных вложениях в размере 400 млн. евро. Это при том, что объемы производства воображения не поражают – 200 тысяч машин ежегодно с увеличением до 300 тысяч к 2011 году, когда на конвейер придет еще одна модель. Вложения на будущее?
Нынешние планы таковы: запуск завода Hyundai позволит довести европейские продажи марки до 620 тысяч к 2010 году и занять 5,3% рынка (в 2006 году на европейских рынках, к которым относят Турцию и Россию, было продано 400 тысяч машин). Производство запустят через 26 месяцев – с конвейера начнут сходить хэтчбеки и универсалы Hyundai i30 плюс компактвэн на той же базе. Не исключено, что эту компанию пополнят и соплатформенные седаны Hyundai Elantra – в расчете на восточноевропейские рынки.
Когда заводы в Жилине и Носовице выйдут на полную мощность, общие объемы выпуска европейских предприятий Hyundai-KIA (включая турецкое) достигнут 700 тысяч штук. Плюс не принадлежащий корейцам ТагАЗ (120 тысяч машин в год), являющийся самым крупным среди сборочных предприятий Hyundai. Поэтому дальнейшие усилия будут направлены на другие рынки: в третьем квартале нынешнего года откроется второй завод в Индии, а в следующем заработает еще одно предприятие в Китае.
Близнецы-братья
Серийный автомобиль, построенный на базе концепта KIA cee’d годовой давности, должен был носить имя KIA ED, образованное из слов European Design. Ведь пятидверку длиной 4,2 м с немалой колесной базой (2,65 м) и приличной комплектацией корейцы разрабатывали именно в европейском дизайн-центре специально для рынков Старого Света. Но «концептуальное» имя приглянулось европейцам, и звучное название решено было оставить.
Предвестником Hyundai i30 был другой прототип – Arnejs. Но конструктивно и KIA cee’d, и Hyundai i30 – близнецы-братья, построенные на одной платформе (те же агрегаты легли в основу седана Hyundai Elantra). Даже набор двигателей одинаков: три бензиновых мотора объемом 1,4 (109 л.с.), 1,6 (122 л.с.) и 2 л (143 л.с.), а также дизели 1.6 (90 и 115 л.с.) и 2.0 (140 л.с.). Отличия в деталях – иное оформление передка и багажника, разная оптика… Но Hyundai, даром что выглядит менее гармонично, позиционируется как более дорогой и лучше оснащенный автомобиль. В списке оборудования есть климатконтроль, люк с электроприводом, система стабилизации, круиз-контроль, датчики давления в шинах, активные подголовники и даже чип-ключ!
Обе машины изначально будут выпускаться только в практичной ипостаси: 5-дверный хэтчбек и универсал. Позже гамму пополнят трехдверки, компактвэны и купе-кабриолеты. Но если KIA cee’d уже выпускается в Европе, то Hyundai i30 пока будет экспортироваться из Кореи – до того момента, пока его сборку не наладят в Носовице. А вот соплатформенный седан Hyundai Elantra, который уже представлен на российском рынке, в Западной Европе предложат едва ли.