Автомобиль «золотого века»
Двадцатые и тридцатые стали для автопроизводителей настоящим «золотым веком». Короткий период между двумя мировыми войнами был как будто подарен Европе, чтобы прокутить его с размахом, как в последний раз. Дух немыслимого мотовства, чрезмерной роскоши, буйства фантазии как в зеркале отразился и в автомобилях тех полных безумства лет. Этот Delage D8-105 Sport Aerodynamic Coupe 1935 года выпуска (года покупки марки компанией Delahaye) не исключение.
Унесенный ветром
Основатель компании Луи Деляж вел образ жизни, который как нельзя лучше соответствовал роскошным автомобилям его предприятия. Сказочно разбогатев во время первой мировой на военных поставках, в последующие годы он растранжирил весь свой капитал. Главной статьей расходов являлась фирма Delage – Луи хотел создавать самые совершенные автомобили, которые бы называли произведениями искусства, и, как порой бывает в подобных ситуациях, на дебет с кредитом он не смотрел.
В 1929 году на Парижском автосалоне Луи Деляж представил публике Delage D8, ставший, по мнению многих, одним из самых удачных французских автомобилей тридцатых годов. Конструктивно модель D8 была так же изящна, как детища Bugatti, слывшей авторитетом по этой части. Рядная «восьмерка» объемом 3,5 литра выдавала от 100 до 145 л.с. в зависимости от модификации. Двигатель был оснащен алюминиевыми поршнями с чугунной «юбкой» и механизмом толкателей клапанов с дополнительными пружинами, который требовал долгой и кропотливой регулировки у квалифицированного механика. Зато потом владелец радовался бесшумной работе мотора. Зажигание было двойным – от распределителя шло 16 высоковольтных проводов, по два на каждый цилиндр. Рама хоть и весьма тяжелая для такой машины, но зато низкая, а задний мост пропущен через лонжероны – прием, подсмотренный на Bugatti 57S. Тормоза барабанного типа имели гидропривод, а коробка передач системы Cotal с электроприводом переключалась с помощью рычажка на рулевой колонке. Самые мощные Delage D8 могли разогнаться до 160 км/ч, эти же машины побеждали в многочисленных гонках тех лет – от Ле-Мана до Гран-при Франции.
Совершеннейшие для своего времени шасси и двигатель плюс спортивная слава модели D8 сделали свое дело – «полуфабрикаты» от Delage былинарасхват. Именно так, ведь автомобильная компания тогда выпускала лишь шасси с мотором, «одеть» которое на свой вкус почитали за честь самые знаменитые кузовные ателье, такие как Figoni et Falaschi, Labourdette, Letourneur et Marchand, Saoutchik, Henry Chapron. Невероятные машины с длинными капотами и низкими ветровыми стеклами заполнили элитные кварталы Парижа и фешенебельные курорты Лазурного Берега. Естественно, что без Delage не обходился ни один тогдашний concours d’elegance – автомобильный конкурс элегантности, где можно было пощеголять не столько ходовыми качествами, сколько элегантностью кузова.
Поначалу дела шли хорошо – взыскательная публика была готова платить любые деньги за то, чтобы иметь такое совершенное авто, как Delage D8, вот только производство этих машин не было прибыльным. В апреле 1935 года фирма Delage обанкротилась и стала собственностью другого французского автопроизводителя – Delahaye. Луи Деляж покинул свою компанию. За полгода до этого на Парижском автосалоне в октябре 1934-го представили Delage D8-105 с укороченным шасси – она стала последней самостоятельной моделью фирмы. В ноябре началось ее производство, как обычно, не очень быстрыми темпами – каждый месяц изготавливали только по два шасси. Один автомобиль из той партии сохранился до наших дней.
Авто с обложки
Это аэродинамическое купе c номером шасси 40123 – один из восьми экземпляров модели Delage D8-105 и один из четырех, изготовленных в спортивном стиле. Его спортивность заключается прежде всего в двигателе со сдвоенным карбюратором Stromberg и аэродинамическом кузове типа купе 2+2, сделанном на самом заводе Delage, а не в какомнибудь кузовном ателье, что тогда считалось нормой для люксовых марок. Кузов стальной, и только капот алюминиевый. Особенности конструкции – сильно наклоненные радиатор и ветровое стекло, низкая крыша и двойные стекла сзади, щитки на задних колесах, сдвигающиеся стекла окон в дверях. Цвет в оригинале – серый с голубой крышей, но один из последних владельцев решил покрасить машину в красный с бежевыми боковинами. Из ткани такого же бежевого колора и обивка салона, и сиденья с трубчатым каркасом, и коврики на полу.
На сегодняшний день это единственный сохранившийся экземпляр «стопятой» модификации. Его история отслежена с самого момента изготовления: он покинул заводские ворота в январе – феврале 1935 года и первое время использовался как демо-кар в шоуруме дилерского центра фирмы в Париже. Только 13 октября 1936 года купе зарегистрировали за номером 4286RK6, а во время войны прятали от алчных арийских глаз в одном из гаражей. Вторым владельцем Delage D8-105 стал в 1955 году некий месье Карабин из Парижа, зарегистрировавший автомобиль под номером 7046DU75. Следующий хозяин барон Петье – родной брат президента французской Палаты автопроизводителей, занимавшего этот пост с 1918 по 1953 год, передал этот Delage D8-105 в будущий Автомобильный музей Монтльери, который так и не был никогда построен. В 60–70-е годы автомобиль сменил еще нескольких владельцев. Он упоминается во многих книгах по истории марки Delage. В 90-е годы автомобиль был отреставрирован во Франции, а в 2000 году его приобрел коллекционер из Германии. В 2006-м этот Delage D8-105 выставлялся на специализированной выставке по реставрации Technoclassica в Эссене, где был признан самым лучшим экспонатом и получил гран-при за лучшее качество реставрационных работ. После этого автомобиль сделали «лицом» эссенской выставки, поместив его рисованное изображение на всех рекламных постерах.