Дороги в законе
Главная цель документа – привлечение инвестиций в дорожное хозяйство, что, по мнению разработчиков из Минтранса, будет способствовать развитию сети российских автодорог, улучшению условий и безопасности движения. В связи с этим согласно законопроекту финансированием строительства и последующей эксплуатацией платных магистралей смогут заниматься не только государственные, но и частные компании. При этом платные трассы, так же как и трассы общего пользования, должны оставаться в государственной или муниципальной собственности.
Чтобы повысить интерес инвесторов к дорожно-строительной сфере, в документе закреплен целый ряд положений. При заключении договоров аренды земельных участков под автодорогу конфессионер (инвестор) наделяется правом действовать от лица Российской Федерации. При этом государством устанавливается предельный размер арендной платы. Кроме того, к гарантиям для инвесторов относится единый на всей территории РФ перечень транспортных средств, которые могут пользоваться трассой безвозмездно («скорые», пожарные, милицейские, правительственные машины и т.д.).
Только с дублером
Закон содержит и гарантии прав пользователей автодорог. Платными трассы могут стать лишь в том случае, если у них есть бесплатный дублер, причем протяженность его не должна превышать протяженность платной магистрали более чем в три раза (правда, в случае тоннелей и мостов эти ограничения не действуют).
Если «хозяином» такой дороги становится частная компания, стоимость проезда она определяет самостоятельно. Но в пределах, которые рассчитают госструктуры по специальной методике (на сегодняшний день она еще не разработана). А вот решение сделать платной уже существующую дорогу общего пользования может быть принято только после ее реконструкции.
Вокруг Москвы
Вероятнее всего, новый закон действительно подтолкнет инвесторов к вложению средств в создание дорог. Правда, преимущественно в таких регионах, где транспортные потоки велики, – чтобы деньги, затраченные на строительство, можно было отбить сравнительно быстро. В первую очередь это относится к Московской области.
Уже сегодня существует как минимум шесть проектов платных магистралей, которые в обозримом будущем могут появиться в Подмосковье. О наиболее приближенных к нам по времени – головном участке дороги Москва – Санкт-Петербург, связке между трассой М1 «Беларусь» и МКАД в обход Одинцова, а также о ЦКАД – наша газета регулярно рассказывает. В стадии разработки трассы Москва – Домодедово, Москва – Шереметьево и Москва – Переславль-Залесский.
Новая Ярославка
Платный дублер Ярославки, новая дорога Москва – Переславль-Залесский, в этом списке стоит особняком. В отличие от вышеперечисленных объектов инициатором ее создания и автором предварительного проекта выступила негосударственная организация – «Первая управляющая компания».
– Наш проект одобрен правительством и Министерством финансов Московской области, в Минтрансе сформирована рабочая группа для его рассмотрения, – говорит руководитель пресс-службы «Первой управляющей» Мария Шашерина. – Трасса общей протяженностью 130 км пойдет параллельно Ярославскому шоссе через Московскую, Владимирскую и Ярославскую области в обход промышленных центров и городов, связь с которыми обеспечат специальные подъездные пути. На новой магистрали установят дорожные знаки, хорошо заметные с большого расстояния в любое время суток, барьерные ограждения, минимизирующие последствия ДТП, системы аварийного вызова. Организуют зоны дорожного сервиса.
По словам г-жи Шашериной, общий объем инвестиций в проект составит $405,5 млн., финансирование возможно за счет средств от реализации коммерческих объектов и привлечения соинвесторов. Сроки исполнения проекта с учетом необходимых согласований составят 5 лет. И цены пока обещают вполне лояльные: за проезд по новой автомагистрали с грузового транспорта будет взиматься 3 рубля, с легкового – 1 рубль за километр.
Альтернативы не существует
На ныне действующем участке федеральной трассы М8 «Холмогоры» Москва – Переславль-Залесский количество полос колеблется от 1 (с 96-го по 138-й км) до 3 (от выезда из столицы до 46-го км, исключая небольшой кусок в Мытищинском районе, который недавно расширен до 4 полос). Особеннойзагруженностью она отличается на подъездах к Москве – примерно за 50 км, где около 90% транспортного потока приходится на машины со столичными и областными номерами. А на участке 1–6 км от МКАД интенсивность движения, согласно замерам, проведенным компанией, еще два года назад достигала запредельной цифры – 259 704 автомобиля в сутки.
По данным ГИБДД МО, Ярославское шоссе по количеству ДТП опережает другие федеральные трассы – здесь их происходит в среднем на 30% больше. Самым опасным считается отрезок между 16-м и 38-м км, где располагаются сразу три крупных города – Пушкино, Королев и Мытищи. По мнению специалистов компании, состояние дорожного покрытия трассы также можно оценить как неудовлетворительное. Похоже, что в сложившейся ситуации никакой альтернативы созданию новой платной магистрали просто не существует. Как полагают в «Первой управляющей», с принятием закона о платных дорогах проект «новой Ярославки» будет иметь все шансы на продвижение. Кстати, в компании подсчитали, что окупиться она должна через семь с небольшим лет после начала эксплуатации. Эти сроки инвесторов вполне устраивают.