Черный ящик в автомобиле
Сам себе режиссер
По крайней мере, в случае аварии извечные российские вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» могут потерять актуальность. Начнем с ответа на второй вопрос – перед поездкой надо установить в своей машине миниатюрный черный ящик и нажать на Record. А кто виноват в ДТП, разобраться органам дознания будет не в пример легче, располагая видеосвидетельством произошедшего.
Мысль записать дорожный инцидент «на пленку» не нова. Кто-то, едва оправившись от шока, обводит место происшествия мобильником в дрожащей руке – какой-никакой видеоролик. Но после драки кулаками не машут, надо бы запечатлеть развитие событий за несколько секунд до столкновения или иного форс-мажора. Перефразируем слова инспектора из анекдота про асфальтовый каток и «мерс»: «Ну покажи, как подрезал, как обгонял!» Но кто может похвастать даром провидца и включенной в нужный момент видеокамерой, которая к тому же всегда под рукой?
Хвала небесам, этот черный ящик бесстрастно фиксирует все происходящее в поле его зрения. Фишка в том, что камера работает в цикличном режиме. При полном заполнении памяти автоматически стирается прежняя информация, на освободившееся место ведется свежая запись. Заминка перед очередным циклом совсем небольшая, 1,5–2 с. Поэтому, строго говоря, размер карточки SD или MMC (в диапазоне от 128 Мб до 2 Гб) не критичен. Главное не забыть, попав в передрягу, остановить запись.
В установке камеры нет ничего сложного. Первым делом на передней панели поближе к ветровому стеклу крепится подставка. Лучше не снимать сразу защитную пленку с клейкой «подошвы», а сделать пристрелочную запись. Просмотреть, что получилось на экране телевизора или компьютерного монитора, и уточнить угол обзора.
Подставку, скорее всего, хозяин машины тревожить больше не будет. А значит, дальнейший монтаж сведется к нехитрой операции: затянув до упора боковой фиксатор, настраиваем нужное положение видеорегистратора в вертикальной плоскости. Для точной юстировки создатели прибора предусмотрели лазерную указку, включаемую нажатием на центральную кнопку. Направляем луч повыше капота: красная точка по-снайперски точно замирает на корме впередистоящей машины. В самый раз!
Питается камера от прикуривателя или трех батареек ААА. Их хватает надолго: только после трех часов работы заморгал красный светодиод, сигнализирующий о снижении напряжения.
Нет подставам!
Признаться, поначалу трудно было перебороть скепсис по отношению к крохе стоимостью около $100. Смажется картинка на колдобинах и в резких виражах – глодал червь сомнения. Да что вообще можно рассмотреть на видео с разрешением наладонного компьютера, 320х240 точек? Оказалось, очень даже многое. Мы намотали десятки километров по улицам Москвы на яркокрасной Mazda6, а потом прокрутили маршрут на экране монитора. Наш самописец оказался на редкость расторопным. Изображение четкое, не дрожит. Угол охвата в 60 градусов (две полосы движения с гаком) вбирает большинство потенциальных угроз – от лихачей до шальных пешеходов, перебегающих дорогу. Номера впереди идущих машин отчетливо читаются с расстояния 6–7 метров. Прекрасно видны сигналы светофора на дальней стороне перекрестка, вплоть до поворотных стрелок. Учтите только, кино будет немое, микрофона у камеры нет. На выходе получаем файлы в формате avi, которые можно прокрутить на компьютере. Карточка памяти объемом 2 Гб вмещает около шести часов записи.
Не подкачала матрица прибора и в ночное время на загородном шоссе. Изображение не засвечивалось от встречных фар. Цифры на задних номерных знаках можно было различить на дистанции 3–4 метра.
Назовем несколько типичных ситуаций, в которых пригодится видеосоглядатай.
Вариант первый – подстава. По крайней мере, та ее разновидность, при которой злоумышленник засветится спереди. Допустим, вы едете в крайнем левом ряду, справа вас обгоняет автомобиль-«перехватчик», резко перестраивается влево и жмет по тормозам… Скорее всего, наличие видеокомпромата подействует на негодяя отрезвляюще. Кстати, в нашу «хронику» попал черный Accord, совершивший похожий маневр, – видимо, спешил человек очень…
Другая ситуация, когда видеозапись не помешает, – пешеход бросается через дорогу прямо перед авто, вдали от зебр и перекрестков. Подобное реалити-шоу устроила шустрая старушка, вынырнувшая с сумкой-тележкой изза припаркованных у обочины машин. В тот момент я мысленно поблагодарил Mazda6 за острый руль и цепкие тормоза…
Третий эпизод – проезд светофора на мигающий зеленый или на желтый. Без аргументов черного ящика попробуйте доказать инспектору, что вы не нарушали правила.
Должен сказать, мерцающий зеленый огонек камеры (идет запись) магическим образом прибавляет уверенности сидящему за рулем. Водитель знает, что в критической ситуации ему теперь есть чем подкрепить свои слова. Интересно, а как оценивают появление новинки должностные лица ГИБДД, юристы, представители страховых компаний?
Комментарий автоюриста Сергея Радько
– Каково в целом отношение к появлению в автомобиле видеорегистратора?
– Только положительное. Камера позволит объективно фиксировать дорожнуюобстановкуивсю окружающую ситуацию, можнопредъявить эту запись в случае вменения нарушения или совершения ДТП. Не секрет, что доказательственная база, связанная с нарушением правил дорожного движения, зачастую строится только на показаниях сотрудников ГИБДД, и расхожая фраза «у суда нет оснований не доверять показаниям инспектора», получившая в последнее время широкое распространение в практике, будет применяться очень осторожно, так как показания участников процесса легко проверяются. Имеет значение и психологический фактор – осознание того факта, что действия любого инспектора или водителя могут быть зафиксированы и продемонстрированы, станет сдерживающим обстоятельством.
– Будут ли сотрудники ГИБДД принимать в расчет показания этого прибора, устанавливая виновного в ДТП?
– Ни одно из доказательств не имеет заранее установленной силы, а потому трудно сказать, насколько велико будет доверие к записи, сделанной видеорегистратором, однако наличие такой записи однозначно не позволит сотрудникам ГИБДД произвольно трактовать обстоятельства происшествия. Можно предположить, что такие записи помогут значительно увеличить объективность результатов рассмотрения материалов по делам об административных правонарушениях, ведь сделанная камерой запись является объективным свидетельством обстоятельств, в отличие, например, от показаний и объяснений водителей, так как люди могут давать неправильные или неточные показания в силу разных причин – неправильное восприятие событий, умышленное искажение обстоятельств и проч.
Беспристрастная видеозапись исключает человеческий фактор и все связанные с ним ошибки. Правда, на практике может возникнуть проблема с приобщением к делу видеозаписей. Однако можно предположить, что в городах компьютеры имеются во всех подразделениях ГИБДД, а потому просмотреть запись окажется возможным.
Конечно, вопрос о допустимости такого доказательства должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально с учетом всех обстоятельств дела, однако трудно представить, что какое-то должностное лицо решится прямо проигнорировать запись, на которой четко видны действия участников дорожного движения. При этом будет некоторым образом установлен и паритет в состязательности сторон процесса – ведь показания технических приборов, в том числе и средств фиксации, ныне применяемых сотрудниками ГИБДД (например, измерители скорости, фиксирующие не только скорость, но и сам автомобиль, а также его водителя), признаются доказательствами, а потому вполне объективным выглядит и предоставление возможности другим участникам движения фиксировать дорожную обстановку, в которой они находятся.
– Ваш прогноз – при массовом внедрении видеорегистраторов снизится ли число ДТП и противоправных действий (подставы и т.д.)?
– При массовом внедрении можно прогнозировать снижение числа ДТП, однако, поскольку причины этих происшествий в основном заключаются в нарушениях правил дорожного движения, значительного снижения количества нарушений ожидать не стоит – видеорегистратор, скорее, поможет гражданину защитить самого себя в случае неправомерных действий со стороны других лиц. Оказывать же психологическое влияние на других водителей камера будет лишь косвенно, хотя бы потому, что при действующем законодательстве, возлагающем ответственность за нарушение правил дорожного движения именно на водителя транспортного средства, прежде всего необходимо доказать, кто конкретно был за рулем автомобиля в момент нарушения. Если же лицо водителя не зафиксировано, доказать его присутствие за рулем весьма проблематично. Поэтому наибольшее практическое применение данный прибор найдет скорее именно в спорных ситуациях, когда гражданину необходимо доказать свою правоту. Однако все-таки можно предположить, что чем более широкое распространение получит камера, тем более внимательными будут участники дорожного движения друг к другу.
Алексей Саенко, заместитель руководителя юридического департамента ООО «Росгосстрах-Столица»
– Помогут ли данные видеорегистратора установить виновного в ДТП? Вопрос интересный. Тут нужно принципиально разделить два момента: первый – административное разбирательство, то есть признание лица нарушившим ПДД, и второй – судебное разбирательство, связанное с исками о возмещении вреда, причиненного в результате ДТП. Сразу оговорюсь, это влияет исключительно на то, какими кодексами и статьями регулируется использование подобных данных. В первом случае вопрос использования тех или иных доказательств регламентируется КоАПом (ст. 26.2):
1. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
2. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Под показания специальных технических средств эта камера не подходит, так как не является измерительным прибором, утвержденным в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющим соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку.
Но КоАП подобную съемку приравнивает к документам (п. 2 ст. 26.7), поэтому эти данные могут быть рассмотрены наравне с прочими доказательствами.
Во втором случае вопрос регламентирован Гражданским процессуальным кодексом (ст. 55):
1. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Причем аудио- и видеозаписи могут быть на электронном носителе (ст. 77 ГПК).
Таким образом, как при рассмотрении дела об административном правонарушении, так и при решении вопроса о возмещении вреда данные видеорегистратора могут быть использованы и подлежат оценке наряду с другими доказательствами.
Предполагаю, что проблема возникнет лишь в том случае, если другая сторона будет оспаривать достоверность записи (видеофайл может быть смонтирован и с помощью компьютера). Однако экспертиза способна показать, вносились ли изменения в запись – такие технологии уже используются.
Николай Казанцев, председатель регионального Комитета по защите прав автомобилистов:
– Считаю, что видеорегистратор может стать важным элементом доказательной базы при возникновении ДТП и, кроме того, дисциплинирует автолюбителей. Ведь, если все ваши действия за рулем фиксируются, поневоле придется следить за соблюдением правил. Это означает, что и количество аварийных ситуаций на дороге при массовом использовании черных ящиков уменьшится.