Далеко не полный кастом-словарь
Свингарм (swingarm, swing-arm). «Качающаяся рука» – это не трогательное прощание типа «Помаши маме ручкой!», а всего лишь маятник задней подвески. Соответственно, моно-свингарм (mono swingarm, или monoarm) – та же деталь, приспособленная для одностороннего, консольного крепления заднего колеса.
Свиперы (sweepers). 1) «Подметальщики» – тип выпускной системы с плавно изогнутыми книзу выхлопными трубами. 2) Массивные крылья с «оттянутой» нижней частью, словно бы подметающей асфальт.
Сикс-ган (six-gun). Детали отделки (чаще всего – наконечники рулевых стоек, торцы рулевых ручек, рукоятки джоки-шифта), стилизованные под револьверный барабан. На поток поставлены в середине 90-х годов небезызвестным Билли Лейном. Кстати, если даже псевдобарабаны рассчитаны на пять патронов, весь этот «револьверный» стиль неизменно называется сикс-ган.
Сисибар (sissy bar, sissybar). Многофункциональная и одновременно совершенно бесполезная стойка над задним крылом. В эпоху зарождения хот-роддинга и кастомайзинга, когда излюбленным занятием американских авто- и мотофриков было гоняться по дну высохших соляных озер, существовал термин «бамп-старт» (bump start). Так как в угоду тотальному облегчению конструкции гоночные машины были лишены стартеров, в них сзади упирались бамперами пикапы-технички или семейные седаны с «сопровождающими лицами» и заводили, что называется, «с толкача». С мотоциклами было сложнее. Машиной особо не толкнешь – и упереться не во что, и вообще небезопасно. Добровольным «пушерам» тоже ухватиться не за что – это ж вам не просто мотоциклы, а бобберы как-никак. Таким образом, крепление заднего крыла становилось все мощнее и массивнее, чтобы «толкачам» было к чему приложиться. Так появился «пуш-бар» (push bar). В эпоху чопперов он претерпел значительные метаморфозы и стал выполнять совершенно другие функции: достигнув к концу 60-х максимальной высоты и попутно сменив название на «сисибар» (от sissy – «неженка», «маменькин сынок», или, пардон, просто «баба»), стал спинкой для пассажира и кронштейном для крепления багажа. В современных реалиях сисибар чаще всего вообще не несет функциональной нагрузки – он давно стал элементом декора и классическим чопперным атрибутом.
Скаллоп (scallop, «гребешок»), скаллопинг (scalloping). Схема окраски в виде фестонов, напоминающих гребень. Стилистически и исторически близка флейм-джобу. Существует несколько разновидностей: knife tip, spike, diamond. В наши дни применяется преимущественно в олд-скуле.
Скутер (scooter), «скут» (scoot). Не пугайтесь, это просто одна из американских сленговых вариаций понятия чоппер. (Вообще-то, чего там только скутерами не обзывают – и разного рода мини-байки, и мини-чопперы, и покет-байки.)
Софтейл (softail – слепленные вместе слова soft и tail; если буквально – «мягкий хвост»). Мягкая задняя подвеска, внешне напоминающая жесткую. Амортизаторы могут находиться либо под сиденьем, либо, как в «Харлеях», горизонтально под коробкой передач (в этом случае они работают «в обратку», на растяжение). Авторство «софти» часто приписывают «Вилли Джи» Дэвидсону, что не совсем верно. Еще в конце 70-х Дерек Уайтхед из компании Santee разработал подобную конструкцию. Правда, его рама не совсем походила на хардтейл. А вот созданная компанией Road Worx подвеска под названием Sub Shock, на рекламу которой осенью 1982 года наткнулся, листая прессу, «Вилли Джи», – это был действительно прорыв! Недолго думая, Дэвидсон перекупил не только конструкцию, но и самого конструктора, и в 1984 году с конвейера Harley-Davidson начало сходить семейство Softail. Но вот что самое интересное: забурившись поглубже в «харлеевскую» историю, можно обнаружить, что легкие модели Pacer и Scat еще в 1963 году оснащались подвеской, конструктивно являвшейся софтейлом! В современном кастомайзинге софтейл совсем не обязательно должен гримироваться под хардтейл – лишь бы амортизаторы в глаза не бросались. Классическую же схему задней подвески с двумя открытыми взору боковыми амортизаторами, дабы не путаться, кастомайзеры традиционно именуют «раббер-маунт» (rubber mount).
Спиннер (spinner). Еще один декоративный элемент, заимствованный у хот-родов, а точнее у кастом-каров, – свободно вращающийся колесный диск, создающий иллюзию движения при неподвижном колесе и наоборот – «неадекватно» ведущий себя в движении. По большому счету – понты. Но никуда от них не денешьсяѕ
Спорти (Sporty). 1) Это прозвище прочно закрепилось как за мотоциклами Harley-Davidson Sportster вообще, так и за их моторами в частности. Используется также по отношению к кастом-байкам на базе «Спортстера». 2) Характерный «спортстеровский» бак – компактный и «горбатый». Один из безусловных хитов среди чопперных баков всех времен и народов. На Sportster (а это была облегченная «внедорожная» модификация XLCH 1958 года) он перекочевал с одноцилиндрового двухтактника Harley-Davidson Hummer, а еще раньше, до «Хаммера», устанавливался на модели 125S образца 1948 года (и 125S, и Hummer – прямые наследники трофейного DKW RT125).
Спрингер (springer, немцы и шепелявые граждане произносят как «шпрингер»). Короткорычажная передняя вилка. Классический вариант для чоппера. Компания Harley-Davidson прекратила выпуск таких вилок в 1949 году, и со временем отыскать их на свалках становилось все труднее. В 60-х годах чопперостроители повадились менять в старых «харлеевских» спрингерах трубы на более длинные и меньшего диаметра. В конце 60-х – начале 70-х афтермаркетовые компании уже вовсю торговали спрингерами собственного производства (тот же Несс был в те годы замечен за этим делом). Вернулись спрингеры на большой конвейер только в 1988 году благодаря неугомонному «Вилли Джи» Дэвидсону.
Спринг-сит (spring seat). Подпружиненное сиденье, иначе говоря, – велосипедное седло. Почти обязательная олд-скульная деталь. Специфика дня сегодняшнего – использование вместо обычных дедовских витых пружин современных амортизаторов от маунтин-байков (как видим, велосипедное родство сохраняется).
Спрокет-брейк (sprocket brake). Также известен как «спротор» (sprotor) – от слов sprocket («звездочка») и rotor («диск»). Конструкция, в которой в роли тормозного диска выступает звездочка. В Америке стала популярна с подачи шефа компании Exile Cycles Рассела Митчелла («Мото», №7-2004). Для мотоциклов с ременной передачей существует аналогичный механизм, где в качестве тормозного диска используется не звездочка, а шкив – «пули-ротор» (pulley rotor, pulley-rotor, pulley/rotor).
Сток (stock). Жуткая вещь! Для истинных кастомайзеров стоковый, то есть серийный, мотоцикл – Harley-Davidson, к примеру, – это, по большому счету, и не мотоцикл вовсе. В лучшем случае – донор агрегатов, заготовка. В худшем – удел людей, начисто лишенных чувства прекрасного. С «альтернативными» производителями сложнее. Эти, чуть что, любят рисануться своей «мелкосерийностью», а попробуй назови их аппараты «стоковыми» – вмиг порвут к чертовой матери!
Стретч (stretch). 1) Удлинение рамы за счет вынесения рулевой колонки. Традиционно измеряется в дюймах. 2) Курьезная многоместная конструкция, представляющая собой мотоцикл или трайк, растянутый в длину наподобие лимузина-стретча («Мото», №11-2005). Поэтому такие аппараты называют еще «лимо-байками» (limo bike) и «лимо-трайками» (limo trike).
Тейлдреггер (taildragger, tail dragger). Заднее крыло, которое, если буквально, «скребет хвостом» (в отличие от свипстера, который «подметает»). Обычно такое крыло-«хвостоскреб» имеет глубокий профиль и выглядит нарочито тяжеловесно, что призвано зрительно «загружать» корму мотоцикла. В свое время этот прием активно использовался Нессом, который, по его словам, пытался придать таким способом мотоциклу «дрэгстерный» облик. С появлением сверхшироких задних шин появилась возможность достигать желанной «толстозадости» более естественным способом, без использования громоздких крыльев.
Техно-чоппер (techno-chopper). Попытка обозначить одним словом высокотехнологичное, «хай-тековое» направление современного кастомайзинга – «новую школу», противопоставляемую олд-скулу. Термин понемногу приживается, особенно после недавнего выхода в свет книги «Techno-Chop» известного американского кастом-публициста Майка Сита.