Эстакада отменяется
Что не понравилось мэру
До самого недавнего времени планировочное решение новой развязки у метро «Сокол» – одной из важнейших составляющих гиперпроекта «Большая Ленинградка», мало у кого вызывало сомнения. В течение года все авторитетные источники, а вслед за ними и СМИ неоднократно сообщали, что она будет иметь три уровня. А именно:
– подземный уровень (реконструированный Ленинградский тоннель с движением в сторону области + вновь построенный тоннель-дублер в сторону центра);
– наземный уровень (регулируемый перекресток на стыке Ленинградского проспекта с ул. Алабяна и Балтийской);
– надземный уровень (эстакада).
Как стало известно ГЗР, ситуация начала меняться еще в конце марта, после того как Юрий Лужков, детально ознакомившись с этим проектом, предложил внести в него серьезные коррективы. Прежде всего – отказаться от строительства эстакады. Мэр справедливо заметил, что, во-первых, она подойдет слишком близко к домам и, естественно, создаст значительные неудобства для жителей, а во-вторых, как и все подобные сооружения, вряд ли станет достойным украшением городского пейзажа.
Не понравился Юрию Михайловичу и светофор на перекрестке ул. Алабяна, ул. Балтийской и Ленинградского проспекта, который проектировщики собирались оставить. Опять-таки совершенно справедливо: одинокий светофор действительно как-то не вписывался в концепцию непрерывного движения, изначально предполагавшегося на всей трассе «от Кремля до канала». В итоге с учетом этих замечаний проектируемая развязка за последние два месяца претерпела целый ряд метаморфоз. Подробную информацию о ее новом варианте мы получили в НПО «Космос», ответственном за строительство объекта.
День Х: до и после
По словам главного инженера НПО «Космос» Геннадия Громова, в последней версии проекта от возведения эстакады твердо решено отказаться. Развязка будет в двух уровнях – наземном и подземном, куда «спрячут» основные транспортные потоки. В составе подземного уровня в результате окажутся не два, а целых три тоннеля:
– существующий Ленинградский тоннель;
– новый тоннель вдоль Ленинградского проспекта и Волоколамки;
– новый тоннель, который проложат под Ленинградским проспектом, чтобы соединить ул. Алабяна с ул. Балтийской и тем самым избавиться от регулируемого перекрестка.
Начнут строители с реконструкции существующего объекта, причем, как ожидается, еще до конца текущего месяца. Поскольку на все время проведения работ его полностью закроют (ориентировочно день Х – 24 июня), на ближайшие две недели намечен ряд подготовительных мероприятий.
– На первом этапе будет отменено движение троллейбусов по улицам Алабяна и Новопесчаной в сторону Войковской, остановки общественного транспорта также перенесут, – рассказывает Геннадий Громов. – Уберут и светофор на пересечении Новопесчаной с Ленинградским проспектом. Кроме того, чтобы минимизировать проблемы, связанные с закрытием тоннеля, продолжится временное уширение проезжей части проспекта. На отрезке от МАДИ до Сокола это позволяют сделать газоны, у станции метро «Сокол» – тротуары и бывшие трамвайные пути. На следующем этапе, ближе к концу месяца, прекратится прямое сообщение между Алабяна и Балтийской с переносом движения на близлежащие улицы. Все необходимое информобеспечение по альтернативным маршрутам сейчас готовится – соответствующие указатели со схемами проезда будут своевременно выставлены. Также к концу месяца в районе ул. Алабяна-Балтийской появится пешеходный мост через Ленинградский проспект. После этого тоннель будет закрыт, по нашим расчетам, примерно на пять месяцев.
За этот срок «подземелье» под Ленинградкой строители обещают основательно привести в порядок. Стены и перекрытия здесь возведут новые, дорожную одежду и водостоки полностью заменят, центральную стенку с колоннами демонтируют. Единственное, что останется в реконструированном тоннеле по-старому, так это количество полос: их будет по три в каждом направлении, как сегодня.
Вдоль и поперек
К прокладке новых подземных сооружений планируется приступить также в текущем году, но несколько позже.
– Волоколамский тоннель, который пройдет вдоль Ленинградского проспекта, будет иметь длину около 1,7 км. При движении из центра он начнется практически от МАДИ, окончательно уйдет под землю на уровне Новопесчаной, а вынырнет на поверхность уже за авиационным институтом, – поясняет Геннадий Громов. – Многие детали его решения пока уточняются, поэтому окончательно с количеством полос проектировщики не определились. В любом случае их будет не меньше трех.
Протяженность другого, «поперечного», тоннеля чуть меньше – порядка 1000 м. Включая рампы (спуски под землю), его протянут ориентировочно от пересечения ул. Алабяна с Малым Песчаным переулком до пересечения ул. Балтийской и Усиевича. Глубина этого сооружения около 15 м: строителям предстоит сделать «подкоп» не только под двумя более «мелкими» Ленинградским и Волоколамским тоннелями, но и под Замоскворецкой линией метро, так как здесь она располагается близко к поверхности. Ожидается, что в тоннеле будет обустроено по три полосы в обоих направлениях.
Ввод в эксплуатацию новых тоннелей намечен на 2008–2009 гг. В качестве последнего штриха над ними по завершении строительства планируют навести красоту: посеять травку и разбить клумбы с цветами. С точки зрения эстетики это, безусловно, лучше, чем эстакада. А как с точки зрения организации движения – покажет время.