Миллион за раритет
Фирма «Авторетромастерская», организованная на базе обычной ремонтной станции, – это несколько гаражей на окраине. Ржавые детали, на стапеле – корпус будущего раритетного экземпляра. Здесь больше десяти лет трудится Дмитрий Арефьев.
– У нас здесь не то что в Америке. Знаете передачу «Тачка на прокачку»? Несколько бравых парней делают из вашего авто конфетку. Так ведь они на каком оборудовании работают! Моему сварочному аппарату, к примеру, 15 лет. А там инструменты стоимостью в тысячи долларов, – говорит Дмитрий.
Восстановление ретроавтомобиля требует приличных денежных и временных расходов. Поэтому многие предпочитают заниматься этим поэтапно: накопил - вложился в ремонт кузова, еще накопил – занялся покраской. И так далее.
Заказчики в основном предпочитают оставаться за кадром. Как правило, в Петербурге (в отличие от Москвы) это частные коллекционеры. За раритет приходится
воевать – с запчастями в городе сложно. На американские машины детали заказывают в Штатах. Фару для Horch 830 выписывали из Стокгольма. Шведы прислали коробку из-под телевизора, в которой, собственно, и лежала долгожданная фара, десятки раз обмотанная ватой и бумагой.
В 90-е годы в страну потянулась гуманитарная помощь из стран Европы. Ввозили все что можно. В том числе машины.
– Когда в Германии закончился срок хранения машин, простоявших там без дела с 1955 года, немцы отправили их в Россию как раз в качестве гуманитарной помощи. Теперь два таких экземпляра – немецкие грузовые Mercedes 1956 года – стоят у нас, ожидая ремонта. Владелец 15 лет использовал их по прямому назначению и, естественно, за это время успел прилично раздолбать.
В среднем бюджет на восстановление ретроавтомобиля составляет порядка миллиона рублей, даже если машина целая. Поиски деталей могут занять недели и месяцы. Коллекционерам военной техники приходится копать (в прямом смысле), отыскивая детали на местах боевых действий. С гражданскими экземплярами иначе. Заинтересованные люди общаются между собой и помнят, что когда-то у кого-то видели ту или иную деталь. Но в любом случае у каждого свой путь. Главное, что объединяет этих людей, – любовь к технике.
...У Семена Трофимова, владельца клуба старинных мотоциклов, вице-президента Национальной российской мотоциклетной федерации по Северо-Западу, это увлечение началось в 80-е. Вернувшись из армии, он решил собрать «супертачку» – мотоцикл, который бы
превосходил по всем показателям советские модели. Семен с другом отправились в город Сланцы, где, по рассказам родственника, мог сохраниться когда-то принадлежавший ему BMW. Поиски привели энтузиастов к мотоциклу Zuendapp 1938 года. Так состоялось первое знакомство с мотостариной. Сколько сейчас мотоциклов в его коллекции, Трофимов не говорит, но, судя по всему, немало.