Пришла кабриолетная пора
В нашей столице L.U.C. Chopard Classic Weekend Rally уже пятый год. За это время «Шопар-ралли», как его упрощенно называют, набрало силу (как и вся вторая волна движения почитателей автостарины, «нахлынувшая» в 90-е годы). Если в 2003 году было 11 участников, то в погожую майскую субботу – более 60. Вдохновитель и организатор действа – Карл-Фридрих Шойфеле (Karl-Friedrich Scheufele), сопрезидент швейцарской часовой и ювелирной компании Chopard & Cie SA. Он был явно доволен таким развитием событий.
Карл-Фридрих известен не только как идеолог и один из авторов дорогих часов, но и как страстный поклонник автоспорта. На протяжении нескольких лет под патронажем Chopard проходит гонка Mille Miglia, известная как самое красивое, зрелищное и представительное состязание автораритетов. L.U.C. Chopard Classic Weekend Rally – еще одна дань страсти Карла-Фридриха: пять лет подряд он приезжает в Москву на торжественное открытие и неизменно участвует в гонке. Он считает, что как сложные часовые механизмы, так и раритетные автомобили – символы времени, неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, свидетельства наивысших достижений прогресса, воплощение опыта, передаваемого из поколения в поколение. Вот и главное условие для победы в ралли – точность прохождения маршрута, оглашаемого за несколько минут до старта. Обладателями призов – часов Сhopard – становятся только самые пунктуальные.
Карл-Фридрих не изменил традиции и на этот раз, выступив на Maserati 3500GT 1963 года вместе со своим отцом Карлом Шойфеле, президентом фирмы и зачинателем собирания семейной коллекции ретроавтомобилей.
– Уникальный исторический автомобиль, который просто стоит в гараже, не может быть хорошим автомобилем, – заявил автору статьи Карл-Фридрих, – поэтому все машины из нашей коллекции на ходу.
Заметим, что он вместе с членами семьи постоянно участвует в Mille Miglia. Да, собственно, «Шопар-ралли» и задумано как некое подобие этой престижной и неповторимой гонки. Тут нам стоит отвлечься и освежить в памяти историю ралли, одно только участие в котором – предмет немалой гордости для истинных ценителей «катящихся изваяний».
История эта началась 80 лет назад, предыстория же – в 1921 году, когда Автоклуб города Брешиа организовал первое итальянское Гран-при. А пятью годами позже родилась идея дорожной гонки на спортивных автомобилях – до Вечного города и назад. Протяженность кольцевого маршрута составила 1609 км (для древних римлян 1000 миль). Так появилось красивое и запоминающееся название «Милле Милья» (Mille Miglia – «Тысяча миль»). Уже на следующий год гонка стала международной: прибыли три детища Этторе Бугатти – Bugatti 35B, одним из которых управлял Тацио Нуволари, знаменитый «Таци». Но победу одержали Alfa Romeo – четыре первых места, начав победное десятилетнее шествие. Лишь дважды в плеяду победителей втиснулись Mercedes-Benz SSKL с Рудольфом («Руди») Караччиолой в 1931 году, а в 1940-м BMW 328 Touring Coupe. На очень трудной трассе фортуна благоволила тем, кто участвовал в гонках не единожды и знал все трудные участки.
После войны гонку возобновили в 1947 году (прервалась она в 1940-м). За одиннадцать лет восемь раз побеждали Ferrari и по одному разу Alfa Romeo, Mercedes-Benz и Lancia. В 1953 году популярность и международный престиж гонки достигли апогея – она получила статус этапа чемпионата мира для спортивных автомобилей. Но в 1957-м, после гибели десяти зрителей и двух членов экипажа Ferrari, врезавшегося в толпу на скорости 300 км/ч, итальянское правительство запретило автомобильные гонки на главных дорогах...
«Легендарные гонки сыграли очень большую роль в моей жизни, – писал великий Энцо Феррари. – Mille Miglia не только обеспечила огромный технический прогресс в течение трех десятилетий, но и подарила миру великих чемпионов. По-моему, Mille Miglia прожила замечательную историю. Mille Miglia родила класс GT – великих кузовных автомобилей. Автомобилестроение получило технические уроки, которые позволили довести конструкцию дорожных машин до совершенства, полностью оправдывая старую пословицу «Автогонки улучшают породу».
Но истинно великое не может кануть в Лету – золотую страницу истории автогонок вновь открыли тридцать лет назад. И снова благодаря Автоклубу города Брешиа! Mille Miglia возродилась в ипостаси ралли олдтаймеров с очень высокой планкой допуска – участвовать в нем могут либо автоветераны, стартовавшие в гонке с 1927 по 1957 год, либо их подлинные аналоги в полностью оригинальном состоянии (это должно быть подтверждено паспортом FIVA). Допускается только один автомобиль конкретной модели.
Гонка собирает на три дня в передвижной автомузей «сливки» спортивных ретроавтомобилей – на старт выходят 375 авто. 320 машин отбирают из более чем 800 заявок (и это несмотря на внушительный регистрационный сбор – 4500 евро с экипажа плюс 1700 евро за каждого дополнительного гостя). Остальные приглашаются из музеев Alfa Romeo, Mercedes-Benz, Bugatti, Bentley…
В 2004 году в гонке впервые выступил российский экипаж Борис Баженин – Александр Смирнов на автомобиле ОМ 665S 1928 года.
– Я очень рад видеть среди участников нашего ралли в Москве российских друзей, с которыми встречался всего неделю назад на Mille Miglia 2007, – сказал на пресс-конференции, предварявшей L.U.C. Chopard Classic Weekend Rally, Карл-Фридрих Шойфеле.
Нам лестно отметить, что намечается и обратный процесс – победитель Mille Miglia 2007 Лючано Виаро (выступавший вместе с Лукой Бергамаски на Alfa Romeo 6C 1500S из музея фирмы) планирует в июле этого года навестить Москву для участия в IV международном ралли «Золотые купола», организуемом Клубом классических автомобилей. Этот клуб возглавляет упомянутый выше Борис Баженин.
Первое место в ралли жюри присудило Виталию Богданову и Александру Яцуну, выступившим на Bentley S2 ParkWard 1962 года. Приз за второе место получили Евгений Ерофеев и Иван Закондырин, экипаж Bentley S1 1956 года. Третьими стали Борис Баженин и Александр Паньковский (Lancia Flaminia 1964 года). По случаю юбилея ралли специальный приз «Лучший женский экипаж» получили Надежда Баженина и Татьяна Паньковская, стартовавшие на Jaguar SType 1965 года. Были вручены и дополнительные призы. Экипажи самых заслуженных олдтаймеров соревновались в зачете ветеранов. Обладателями приза в этой номинации стали Сергей Вавилов и Олег Кельганов, выступавшие на Packard 902 1932 года. Награду «За волю к победе» получил эипаж Игоря и Григория Прониных на автомобиле Buick 1960 года, который пришел к финишу последним. Лидером в командном зачете в очередной раз стала команда Bentley.
Сейчас в команды объединяются не только владельцы автомобилей по маркам, моделям – ближе становятся и сами клубы. Недавно при РАФ образован Комитет классических автомобилей, который возглавил Евгений Ярославский. Так что ретродвижение продолжает набирать обороты.