Отвечают специалисты
ОТВЕЧАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ
На ВАЗе:
ЕВГЕНИЙ БАЙБОРИН отдел доводки двигателей
(1, 2);
СЕРГЕЙ ОСИПОВ отдел топливной аппаратуры и токсичности (3);
ЛЕОНИД КАЛИНОВИК отдел доводки шасси (4);
СЕРГЕЙ МОХНАТКИН отдел специальных испытаний (5).
1. Правда ли, что ныне двигатель VAZ 21084 (1600 смз) выпускается с укороченными шатунами в стандартном блоке 21083, а не в более высоком, как ранее?
Производство двигателя 21084 в опытно-промышленном производстве ВАЗа в 2003 году прекращено. Принципиальное его отличие - собственный блок 21084 с высотой на 1,4 мм большей, чем 21083, и оригинальный коленвал 21084, обеспечивающий ход поршня 74,8 мм. Шатуны и поршни (соответственно, 2110 и 21213) серийные.
Любое отличие от перечисленного говорит, что перед вами не изделие ОПП ВАЗа.
2. В двигателе VAZ 21099/">VAZ 21099i выпуска 2001 года (пробег 22 тыс. км) через одну-две минуты после холодного пуска появляются посторонние звуки, напоминающие детонационные. Они не совпадают с частотой шума ГРМ, возникающего через равные промежутки времени, по мере прогрева двигателя ослабевают, а при достижении рабочей температуры пропадают. На СТО проверили зазоры - в норме, а посторонний шум объяснили следствием некоей модернизации ГРМ, которую осуществил ВАЗ в последнее время...
О модернизации ГРМ, проведенной ВАЗом, рассказывал журнал ЗР. Введена сфера на внутренней части толкателя в зоне его контакта с торцом стержня клапана. Это уменьшило величину боковой силы, действующей на клапан, снизило уровень шума ГРМ и увеличило срок службы направляющих втулок. На двигателях VAZ 2110 и VAZ 2111 появился распредвал 2110 с увеличенной высотой впускного кулачка, что позволило поднять мощность примерно на 2 кВт по сравнению с распредвалом 2108. Однако модернизация ГРМ не имеет отношения к постороннему шуму вашего двигателя. Скорее всего, это частный случай, вызванный каким-то отклонением от требований технической документации. Очевидно, имеет смысл провести аудиодиагностику двигателя с использованием стетофонендоскопа и локализовать зону "нефункционального" звука. После этого можно искать способ устранения: не исключена частичная или полная разборка двигателя с контролем и заменой деталей.
3. Какой карбюратор предпочесть для VAZ 21063 (двигатель 1300 смз) взамен отслужившего "Озона", если машина оборудована бесконтактной системой зажигания (от 2108)?
Самое лучшее в таком случае - приобрести на рынке карбюратор 21051-1107010 типа "Солекс". Но это сложно, поскольку таких давно не выпускают. Для городских режимов допустим карбюратор 2108-1107010, но его придется перенастраивать. С заводскими регулировками возможны незначительные провалы при троганье и затруднения с холодным пуском. Для движения по шоссе с высокими скоростями этот карбюратор не очень подходит - диффузоры меньших диаметров ограничивают поступление в двигатель воздуха и несколько снижают мощность.
4. Существуют ли "всесезонные" амортизаторы для комфортной езды, чтобы не были излишне жесткими, особенно на холоде? Слышал, что некоторые используют вместо амортизаторной жидкости синтетическое масло для автоматических коробок передач и даже "Тосол" или тормозную жидкость...
Начнем с азбуки. Характеристики подвески на заводе подобраны так, чтобы достаточная плавность хода автомобиля сочеталась с его управляемостью. Улучшение одного приводит к ухудшению другого.
В магазинах сегодня можно найти не только амортизаторы со стандартными (заводскими) характеристиками. Встречаются исполнения "спорт" (более жесткие) и "комфорт" (более мягкие). Их применение позволяет настроить автомобиль по своим критериям, но с более "мягкими" характеристиками ухудшается управляемость.
А теперь о различных технических жидкостях в амортизаторах. Здесь две задачи. Первая - непосредственно заправка гидравлических амортизаторов, вторая - использование жидкости в качестве проводника тепла при установке в корпусе стандартных передних стоек так называемых амортизаторных "патронов".
В качестве рабочей допустимо применение лишь специальной амортизаторной жидкости. Для отечественных амортизаторов - это "Славол АЖ", "Лукойл АЖ" или ГРЖ-12 со специфическим пакетом присадок для получения высоких антивспенивающих и антизадирных свойств. К тому же они совместимы с материалами, из которых изготовлены резиновые уплотняющие элементы амортизаторов. Применение других жидкостей ведет к быстрому повреждению амортизатора - "разъеданию" уплотнений и износу трущихся деталей.
Если приходится устанавливать в корпуса передних стоек амортизаторные "патроны", пространство между ними заполняют теплопроводящей жидкостью. Иначе тепло, выделяемое при работе амортизатора, не будет рассеиваться в атмосфере - корпус штатной стойки станет играть роль термоса. Амортизатор перегреется - характеристики изменятся. Для его охлаждения подходит любая амортизаторная жидкость или даже "Тосол".
5. Объясните, что такое плечо обката, какова его роль, как оно меняется в процессе эксплуатации автомобиля.
Плечо обката - это расстояние от линии пересечения срединной плоскости шины с поверхностью дороги до точки пересечения оси поворота с этой же поверхностью.
При положительном плече обката случайное повышение силы сопротивления одного из колес способно вызвать поворот руля в эту же сторону и нарушить курсовую устойчивость автомобиля.
Разрабатывая конструкцию подвески, стремятся уменьшить положительное плечо обката или даже сделать отрицательным. Один из примеров - переднеприводные автомобили ВАЗ.
В эксплуатации плечо обката практически не меняется. Однако оно зависит от вылета колеса - расстояния от срединной плоскости обода до привалочной плоскости диска. Меньший вылет увеличивает плечо обката. Мы не рекомендуем устанавливать на автомобиль колеса с вылетом, отличающимся от предписанного АвтоВАЗом более чем на 5 мм.