Взрыв из прошлого
Младший лейтенант ГИБДД, несущий службу на посту в Пирогове, разводит руками: «Да мы вообще их не ждали! Подлетели организаторы на джипе, финны вроде. Говорят, сейчас проедут 120 ретромашин с иностранцами, не препятствуйте... И началось!»
Точнее, закончилось. Участники ретроралли Пекин – Париж попрощались с Ижевском и взяли курс на Казань. Коллекционные Porsche, Alfa Romeo, Bugatti, Citroen... Экзотика стоимостью в десятки и сотни тысяч долларов за штуку шла своим ходом через материк уже двадцатый день.
Что это было?
Ралли Пекин – Париж, маршрут которого прошел через Ижевск, – историческое во всех смыслах. Среди 142 автомобилей, стартовавших в Китае, нет ни одного моложе 40 лет! А большинству и вовсе далеко за пятьдесят. Кроме того, эта гонка посвящена столетию с момента проведения самого первого подобного пробега – в 1907 году не- сколько автомобилей за 60 дней доехали от Пеки- на до Парижа.
Из 142 участников нынешнего марафона преодолеть просторы Китая, Монголии и России и добраться до Ижевска удалось только ста двадцати. Интересная деталь: участники этого пробега должны ориентироваться только по картам, современные навигационные системы запрещены регламентом.
Недолгие проводы
Гонщицы из Великобритании Салли Мак-Карти и Кэрол Харви на Citroen Traction Avant 1954 года выпуска заблудились в Ижевске – больше часа они искали выезд из города. В тот момент, когда я подошел к их машине, припаркованной на обочине улицы Маяковского, ижевский пешеход жестами показывал англичанкам радикально неверное направление... Предлагаю девушкам следовать за мной, и они, услышав звуки родной речи, повинуются беспрекословно. Потолок скорости их потрепанного «француза» – 50 километров в час; стоило мне прибавить, они отставали.
Миновав пост ГИБДД на Можгинском тракте, останавливаюсь на обочине. Прошу гонщиц уделить мне пять минут для интервью и фотосъемки. Салли в порыве благодарности соглашается, а ее штурман Кэрол смотрит с укором: «We are late!» Опаздываем, мол. Но Салли отмахивается и, пока co-driver делает отметки в раллийной легенде, рассказывает о машине, крылья которой остались на перевалах Алтая, немного о себе (работы художницы Sally McCarthy легко найти в Интернете), начинает делиться впечатлениями от России... В этотмомент ее товарка так громко и выразительно покашливает, что смущаемся мы оба.
– Good luck! – искренне желаю я.
– Спасибо за помощь! – отвечает Салли по-русски.
Проехали не все
Англичанка уже завела мотор, когда к нам подкатил современный Land Rover Discovery с символикой марафона на борту – организаторы. Шестнадцать машин техподдержки замыкают колонну, обеспечивая ремонт и эвакуацию раритетов, не выдержавших испытания. Ижевск оказался не по зубам как минимум двум экипажам.
В одном из городских сервисов в течение нескольких часов пытались вернуть к жизни Chevrolet Coupe ТС 1939 года немца Алана Грэйси и англичанки Трэйси Кертис. Посмотреть на это сбежались работники всех соседних офисных зданий. Правда, ижевские автослесари так и не нашли, чем заменить колесный подшипник, и не придумали, как привести в порядок его разбитое посадочное место в полуоси. К месту общего сбора (на ночевку участники ралли Пекин – Париж остановились в Можге) Chevy интернационального экипажа отправился на платформе обычного «газона»-эвакуатора.
Пожарную машину позабытой марки Itala также остановили технические неполадки. Немудрено – в этом году автомобилю исполняется 100 лет! Что именно вышло из строя на пожарке 1907 года, мне узнать не удалось: англичанин Оливер Холмс и его штурман Малкольм Корри, уроженец Шотландии, не посчитали нужным хотя бы поздороваться в ответ на мое приветствие. Впрочем, этих двух джентльменов можно понять – они ведь проехали 20 дней по невесть каким дорогам на скользкой скамейке открытой машины, созданной в начале прошлого века... Как тут не потерять дар речи!
P.S. Когда вы будете держать в руках этот номер «За рулем – Ижевск», марафон уже финиширует в Париже. Участники ралли пересекут материк на автомобилях, которым место в музее.