Работа над ошибками
Неостановка по требованию
Ко второму чтению в Госдуме оппонентам поправок, они, кстати, нашлись и среди депутатов, удалось настоять на некотором уменьшении штрафов.
По словам Вячеслава Лысакова, лидера движения «Свобода выбора», в среднем они вырастут в 5–7 раз, а не в 10–15, как планировалось первоначально. Меньше стало во второй редакции документа и «лишенческих» статей. В частности, за неостановку по требованию сотрудника милиции в первом чтении предполагалось ввести штраф 2000–2500 руб. или лишение прав на 1,5–2 года. Чем это грозило водителям, просчитать несложно. Ведь теоретически любой тормознувший вас гаишник может сказать, что 15 минут назад вы якобы не подчинились требованию его коллеги, о чем тот сообщил по рации. Доказать, что этого не было, невозможно. На самом деле вы действительно могли не остановиться. В условиях напряженного городского движения пассы автоинспектора, как и его самого, иногда заметить мудрено. Понятно, что дальше события будут развиваться по известному сценарию...
Права или жизнь?
Другая «мина», заложенная в «лишенчестве», могла привести к еще более неприятным последствиям. Сейчас, оказавшись на безлюдных, глухих трассах, водители, опасаясь криминала, нередко не подчиняются требованию сидящих «в засаде» инспекторов. Они предпочитают добраться до ближайшего поста ГАИ и, в крайнем случае, заплатить штраф, если выяснится, что тормозивший их на дороге «дядька с палкой» реальный сотрудник ГИБДД, а не переодетый бандит.
– Если суммы штрафов за это нарушение поднять, да еще отбирать права, соображения безопасности для многих людей, естественно, отойдут на второй план, – поясняет Вячеслав Лысаков. – Нет сомнений, что криминалитет воспользуется этим незамедлительно: гаишная форма и соответствующие наклейки на машину сегодня не проблема. Таким образом, число грабежей и других тяжких преступлений против автомобилистов, совершенных псевдоинспекторами, многократно увеличится.
К счастью, доводы «Свободы выбора» на думцев подействовали: они вернули в законопроект ныне действующее положение, согласно которому неостановка по требованию милиции наказывается штрафом в 200–500 руб., без лишения прав.
Только рублем
Вслед за «неостановкой» из законопроекта ушли еще две «лишенческие» статьи: за превышение скорости на 40–60 км и проезд на красный свет. Нарушителей, в конечном счете, собираются карать только рублем (штраф соответственно 1000–1500 и 700 руб.). Логика автоправозащитников проста: пока нет фотовидеофиксации, доказательство вины водителя базируется лишь на словах инспектора и поэтому имеет субъективный характер. Заметных послаблений добилась экспертная группа и в той части документа, которая касается принудительной эвакуации. Ранее она грозила за отсутствие у автовладельцев страхового полиса, а в драконовских поправках предлагалась и за отсутствие техталона. После вмешательства общественности думцы решили ограничиться опять-таки штрафом (200 руб.). Эвакуация при запрещении эксплуатации неисправного авто хотя и не отменена, но его хранение на спецстоянке в течение первых суток будет бесплатным.
Полностью изъят из законопроекта пункт о буксировке автомобилей, создающих помехи движению. Эксперты убедили депутатов в том, что на буксир будут браться все машины без разбора, в том числе и с автоматической коробкой передач, что для нее смерти подобно.
Без выкрутасов
В дополнение к вышеперечисленному в КоАП внесена еще одна весьма полезная поправка. Она обязывает указывать в постановлении о взыскании штрафа название и реквизиты организации, принимающей копии оплаченных квитанций. Кроме того, в случае судебного решения, принятого в отсутствие водителя и связанного с неуплатой штрафа, в течение трех дней ему будет высылаться соответствующее уведомление.
Как уже сообщалось, изменен в новом варианте законопроекта и принцип исчисления штрафов. Первоначально их по-прежнему предлагалось считать в МРОТах, хотя такой подход нередко приводит к ошибкам. Известно, что размер «минималки» в случае штрафов на порядок ниже собственно «минималки», но, например, в судах об этом нередко забывают. Кончается это тем, что в судебных решениях фигурируют неправомерно завышенные цифры, которые людям приходится оспаривать. Чтобы покончить с этой путаницей, теперь размеры штрафов прописаны в КоАП без всяких выкрутасов: за такое-то нарушение – 500 руб., за такое-то – 1000 руб. и т.д. Кстати, минимальный размер штрафа согласно последней редакции – 100 руб. (первоначально был 300).
Строго, но справедливо…
Некоторые поправки автоправозащитники предлагали изменить в сторону ужесточения. Например, за езду в нетрезвом виде (если водитель за это либо уже лишен прав, либо не имеет их вовсе) не только штрафовать, но и сажать на 15 суток.
– Как выяснилось, некоторые группы граждан (военнослужащие, беременные женщины и др.) подвергать административному аресту запрещено, – говорит Вячеслав Лысаков, – поэтому остановились на следующем варианте: эта категория водителей будет наказываться штрафом в 5000 руб., остальные злостные нарушители-пьяницы отправятся в «холодную». К сожалению, не удалось увеличить размеры взысканий для тех, кто имеет опасную привычку гонять по дворам или, находясь за рулем, одновременно курит и разговаривает по мобильнику. Вместо 1000 руб., на которых настаивала «Свобода выбора», они отдадут 500 руб., предложенные депутатами в первом чтении. Зато принята наша поправка за непристегнутый ремень: штраф за это мы предложили увеличить с 300 до 500 руб.
P.S. Как ожидается, принятие законопроекта во втором чтении может состояться уже в июле. Если думцы не успеют сделать этого до каникул, его рассмотрение перенесут на осень. Будем надеяться, что внесенные в документ поправки останутся там железно