На старт, внимание...

НА СТАРТ, ВНИМАНИЕ...

СПОРТ

ФОРМУЛЫ И ГРУППЫ

НА СТАРТ, ВНИМАНИЕ...

СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

На первые в истории автогонки по маршруту Париж - Бордо, состоявшиеся в июле 1894 года, было заявлено около 120 машин. Среди них бензиновые, паровые и электрические экипажи, повозки, движимые мускульной силой "шоферов" и сжатым воздухом, и даже, по словам их создателей, "сжатой водой" и "силой земного притяжения". На старт же вышло всего 20 машин, остальные не осилили пробный

50-километровый пробег, или, как сказали бы сейчас, не прошли квалификацию.

Уже в начале прошлого века организаторам гонок пришлось делить гоночные автомобили на группы и вводить технические ограничения, дабы обуздать фантазию изобретателей. Соревнования машин с характеристиками, отличавшимися как небо и земля, уже тогда были явно бессмысленными.

Ныне в официальном списке ФИА (FIA - Международная автомобильная федерация) более десятка классов, некоторые из них разбиты на группы.

Помимо международных, существуют многочисленные национальные классы. Многие максимально приближены к техническим нормам ФИА. Скажем, автомобили нашей формулы "Русь" (ЗР, 2003, № 9) близки машинам формулы 3.

ФИА наделена полномочиями разрабатывать и издавать правила соревнований и технические требования к машинам. Регламентируют множество параметров (для автомобилей формулы 1 - это около 30 страниц!) - размеры и массу, характеристики двигателя и тормозов, дорожный просвет и объем топливного бака и многое другое. Хитрые конструкторы ищут малейшие лазейки в регламенте, чтобы сделать машину быстрее, а задача организаторов - уравновесить шансы участников,чтобы соревнования были зрелищными.

Каждая модель, претендующая на участие в гонках, ралли, кроссах и т. д., должна пройти омологацию - строгую проверку конструкции на соответствие правилам. Для некоторых спортивных классов есть еще одно важное требование - производитель должен построить не меньше автомобилей, чем это определено правилами.

Наиболее свободны в творчестве, пожалуй, создатели кроссовых машин. Здесь можно использовать кузов одной модели, трансмиссию другой, а двигатель - третьей. Основные ограничения для легковых машин и багги - это объем двигателя и минимальная полная масса.

Познакомимся с некоторыми боевыми машинами - героями автодромов и ралли, покорителями пустынь...

"Рено-R23". Длина - 4600 мм, база - 3100 мм. Двигатель "Рено-R23" - V-образный 10-цилиндровый рабочим объемом 3 л. Мощность - свыше 800 л. с. (точную, "Рено", как и прочие команды формулы 1, не указывает). Максимальные обороты - свыше 18 000 в минуту. Скорость - более 300 км/ч. Команда заняла в чемпионате прошлого года 4-е место.

Автомобили формулы 3000 весьма близки по конструкции и параметрам машинам "королевской" формулы, но дешевле. Их строят на одинаковых шасси - "Лола-В 02/50" с мотором "Зетек-Джадд KV96" мощностью около 353 кВт/480 л. с.

" Audi R8" представляет класс спортивных автомобилей. Мотор V8 объемом 3,6 л с двумя нагнетателями "Гаретт" развивает 404 кВт/550 л. с. Длина - 4650 мм, масса - 900 кг. В 2003 году команда "Ауди" завоевала в чемпионате Sportscars 4-е место.

Британский "Морган-Аэро 8" с кузовом в стиле "ретро" омологирован для гонок в классе "Гран Туринг". Масса - 1100 кг. Мотор V8 рабочим объемом 4 л. Мощность - 368 кВт/500 л. с. при 8000 об/мин, крутящий момент - 420 Н.м при 6300 об/мин. Коробка передач - 6-ступенчатая. Дебют "Моргана" состоялся на трассе Спа в Бельгии, но машина не прошла квалификацию.

"Альфа-Ромео 156GTA Супер" класса туристские автомобили оснащена 2-литровым 260-сильным мотором и 6-ступенчатой коробкой передач с последовательным переключением. В Кубке конструкторов чемпионата-2003 команда "Альфа-Ромео" заняла 2-е место.

Раллийная " Шкода Фабия WRC" (бывшая группа А). Привод на все колеса, три самоблокирующихся дифференциала. Мотор -

2-литровый мощностью 220 кВт/299 л. с. при 5000 об/мин. В элитном чемпионате WRC, где выступают лишь заводские команды, "Шкода" в прошлом году заняла 5-е место.

" Ситроен С2 Супер 1600" - представитель новой, более демократичной раллийной группы - "Super-1600" (между WRC и серийными - бывшей группы N). Привод лишь на передние колеса. Мощность двигателя - 165,4 кВт/225 л. с. при 8500 об/мин.

" Мицубиси Паджеро Эволюшн" для ралли-рейдов (по классификации ФИА - "Кросс-кантри" ралли). Полноприводный автомобиль оснащен мотором V6 объемом 3,5 л мощностью 195 кВт/265 л. с. при 5500 об/мин. Коробка передач - 6-ступенчатая.

"Мерседес-Бенц ОМ 5011А" для кольцевых гонок. Дизель V6 объемом 12,8 л развивает 884 кВт/1202 л. с. при 2000 об/мин. Момент - 4200 Н.м при 1800 об/мин. Разгон до 100 км/ч - 3,9 с. По регламенту ФИА максимальная скорость ограничена 99 миль/ч (около 160 км/ч); возможная максимальная скорость - 247 км/ч.

"Aбт- Ауди ТТ-R", участник немецкого чемпионата ДТМ (DTM - "Дойче Туренваген Мастерс"). Двигатель V8 объемом 4 л развивает 327 кВт/445 л. с. при 6800 об/мин, коробка передач сблокирована с главной передачей, привод на задние колеса.

"Додж-Интрепид R/T" национальной американской гоночной серии НАСКАР (NASCAR). Двигатель при 8000 об/мин развивает 574 кВт/780 л. с. Максимальная скорость - свыше 200 миль/ч (320 км/ч).

Подпишитесь на «За рулем» в