Эволюция штрафов
Любой закон о внесении каких-либо изменений звучит забавно: «это» изложить «так», «слова» заменить на «следующие слова», пункт такой-то исключить… Чтобы понять смысл, необходимо вооружиться исходным документом, в который, собственно, поправки и вносились. Что мы и сделали.
В нашей любимой 12-й статье о нарушениях в области дорожного движения изменения начинаются прямо с первого пункта. Поменялось само его название: теперь в 12.1 к прежнему «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке» добавили «...транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра». Соответственно, образовалось две части. За первое нарушение – штраф в размере 100 руб., за второе – 200.
Статья 12.2 часть вторая – управление ТС без государственных регистрационных знаков. Слова «двух тысяч пятисот рублей» меняются на «пяти тысяч». Это значит, что изменен размер штрафа – с 2500 на 5000 руб. Да, в этой статье по-новому будет изложено примечание о том, что такое нестандартный или нечитаемый номер. Советуем обратить внимание: «Государственный регистрационный знак признается нечитаемым, если с расстояния 20 м не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр...» Да, после такого отмазаться будет трудновато…
Ну что, бежим дальше? Итак, коротенько. В статье 12.3 (о документах, которые необходимо иметь при себе) добавлен талон о прохождении техосмотра. Статьи 12.4 и 12.5 подверглись лингвистической правке – «цвет» световых приборов заменен на «цвет огней».
В статье 12.6 (управление ТС водителем, не пристегнутым ремнем безопасности) слова «предупреждение или» исключаются, а штраф в размере 100 руб. заменяется на 500. Основные моменты по штрафам мы постарались свести в таблицу, рассмотрим другие немаловажные коррективы.
Статья 12.15 претерпела коренные изменения. Законодатели постарались предусмотреть все варианты нарушения правил расположения ТС на проезжей части – при обгоне, выезде на трамвайные пути, движении по пешеходным и велосипедным дорожкам и, конечно, при выезде на встречную полосу. Последнеетеперь «лишенческая» статья, срок от 4 до 6 месяцев.
Обращаем ваше внимание, дорогие коллеги по несчастью, что примечание к статье 12.19 (о нарушении правил остановки или стоянки) признано утратившим силу. Между тем в нем говорилось о том, что при нарушении правил парковки или остановки запрещаются применение блокирующих устройств, эвакуация, снятие номерных знаков и применение иных принудительных мер… То есть отныне все это разрешается.
Сильно изменилась статья о перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов – 12.2, не будем приводить ее полностью, заметим лишь, что должностные лица, ответственные за перевозку, при нарушениях могут пострадать на сумму до 500 тыс. руб.
Статья 12.24 (нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего) тоже стала суровее. Легкий вред вместо 500–800 руб. стал стоить 1000– 1500 руб. или лишение прав на срок от года до полутора лет (вместо 3–6 месяцев). Причинение вреда средней тяжести обойдется в 2000–2500 руб. (вместо 1500–2500) или лишение права управления на срок от 1,5 до 2 лет (вместо 6 месяцев – 1 года). И еще одно важное новшество. Статья 12.26 о невыполнении водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения дополнится частью 2 следующего содержания: «Невыполнение водителем, не имеющим права управления ТС либо лишенным права управления ТС, законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет административный арест на срок до 15 суток…»
При этом депутаты отказались от планируемого возвращения «балльной системы» – системы штрафов, подразумевающей возможность наказания водителей по сумме их систематических нарушений ПДД. При этом закон вводит возможность фиксировать правонарушение с помощью специальных технических средств, фото- и видеосъемки, которые работают в автоматическом режиме. Если нарушение было заснято на стационарную камеру, то на автовладельца не будет распространяться презумпция невиновности, а постановление о вынесении ему наказания может быть принято без его участия. Оговаривается, правда: водитель может подать заявление о том, что в момент нарушения машина была передана в управление другому человеку или угнана.
Из действующего законодательства уйдет положение о необходимости предоставлять квитанцию об уплате штрафа в ГИБДД. Сейчас наказание не считается исполненным, пока водитель не предъявит соответствующий документ.
Кроме того, новые правила устанавливают трехдневный срок, в течение которого водитель должен сдать корочку после вынесения решения о лишении его прав.