Где вы, инвесторы?
Сколько писали о ней год назад, а потом словно забыли. Вот мы и решили напомнить, а заодно снова поискать ответ на вопрос, который возникал еще при рождении этого документа: будет ли от него прок?
ВЫПОЛНИМ И ПЕРЕВЫПОЛНИМ!
В год, когда принималась концепция, отечественный автопром, казалось, стоит на грани тяжелого кризиса. Осенью 2002-го снижение производства на заводах достигало 30%, а к декабрю на флагмане нашем, АвтоВАЗе, и вовсе пришлось его свернуть. Это, кстати, стало первым ответом рынка на концепцию: народ понял из нее для себя главное - будут повышать таможенные пошлины и повез в страну секонд-хэнд в невиданных ранее количествах.
Но уже 2003 год прошел под знаком стабильности: заводы работали бесперебойно, выпустив в общей сложности около 1 млн. легковых автомобилей. Весьма активно проявили себя новые сборочные предприятия - их доля составила около 60 тыс. машин. А это уже свидетельство нашей постепенной интеграции в мировое автомобилестроение: 150 млн. долл. вложил в свой завод "Форд", примерно 140 млн. - "Джи-Эм", около 250 млн. в свой проект "Автофрамос" инвестирует "Рено".
Заместитель генерального директора АО "Автосельхозмаш-холдинг" Александр Ковригин считает, что принятая концепция хоть и была во многом декларативной, но сыграла свою роль уже тем, что обозначила заинтересованность государства в этой отрасли.
Впрочем, в концепции, где преобладали общие положения, были четко прописаны три конкретных направления: создание таможенных барьеров для иномарок, введение таможенных льгот для ввоза оборудования и переход на новые экологические нормы.
- По поводу повышения таможенных пошлин существуют противоположные точки зрения, - говорит А. Ковригин. - С одной стороны, это очень плохо: потребителя лишают возможности купить недорогой и в то же время качественный подержанный автомобиль. С другой - оправдано: все уважающие себя страны защищают своего производителя. Кстати, и мы защищаем не только АвтоВАЗ или ГАЗ, но и новые сборочные производства, защищаем свои инвестиции. Позиция правительства здесь - идти еще дальше, повышая пошлины на новые автомобили, причем минимум на семь лет - это принятое время окупаемости инвестиционного проекта. Тем более, что привлекательность нашего рынка растет: по прогнозам, к 2010 году в России ежегодно будут продавать до 2 млн. только легковых автомобилей!
Второй прорыв, который, как считают специалисты, произошел только в связи с принятием концепции, - заводы наконец-то поняли, что переход на Евро II неотвратим. С 2004 года, можно сказать, уже все готовы работать лишь по этим стандартам. Более того, сейчас идет разработка программы, позволяющей сразу перейти от норм Евро II к Евро IV, минуя Евро III. Это поможет сэкономить и время, и средства в значительных размерах.
А теперь о другом.
НЕ ПОШЛИНОЙ ЕДИНОЙ
Один из главных лейтмотивов концепции - стимулировать приход инвесторов. Те, кого мы называли и не называли здесь, пришли в основном до "исторических решений". Новых пока что-то не видно. Большинство иностранных компаний заняли выжидательную позицию. Пятый год лишь "изучает возможность" "Тойота", несколько лет Минпромнауки ведет переговоры с "Фольксвагеном" об открытии в России сборочного производства. Другие автопроизводители вообще молчат. Ничего страшного в этом нет, считает заместитель министра промышленности, науки и технологий Сергей Митин. Сегодня российский автомобильный рынок весьма активен, поэтому прихода новых инвесторов осталось ждать недолго - надо принимать очередной пакет законов.
Давно пора, например, по мнению специалистов, пересмотреть знаменитые Указ Президента № 135 и Постановление Правительства № 412, которые определили нижнюю планку инвестиций в 250 млн. долл. Для производителей, скажем, комплектующих - это сумма неподъемная. Ее надо опустить хотя бы до 20 млн. и распространить режим таможенного склада на производство компонентов. Если идти дальше, то сейчас вообще настал очень удобный момент, чтобы принять пакет законов, повышающих инвестиционную привлекательность страны.
Попутно можно отметить, что времени для размышления у тех же "Тойоты" или "Фольксвагена" осталось не так уж много. Руководитель департамента Минэкономразвития РФ Андрей Кушниренко сообщил, что при вступлении в ВТО Россия установит таможенные пошлины на ввоз новых легковых автомобилей иностранного производства в размере 35% от таможенной стоимости автомобиля (сейчас - 25%). Если учесть, что это может произойти уже в 2004-2005 гг., то у концернов и фирм, которые хотели бы увеличить продажи на нашем рынке, остается один путь - строить заводы в России. А это может случиться, если навстречу им пойдут Дума и правительство. В ином случае нам останется только лить слезы по поводу несбывшихся концептуальных надежд...