Из тени в свет

ИЗ ТЕНИ В СВЕТ

Но то ли денег мало собрали, то ли исчезли они чудесным образом, только жизнь новой машины не задалась.

Однако интересная разработка не умерла, а перебралась под крышу ВАЗа, благо, его специалисты машину и создавали. Но теперь "Калине" пришлось подстраиваться под уже существующее производство. Внешность ее, насколько было возможно, постарались сохранить, а конструкцию унифицировали с платформой "Самары" и "десятки". В результате новая "Калина" подросла, стала более универсальной, а семейство расширилось до трех моделей: седана, универсала и хэтчбека.

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ

Увы, с деньгами у ВАЗа тоже негусто, и в целях экономии кое-какими техническими "излишествами" "Калины" пришлось пожертвовать. Тем не менее, при корректировке проекта изначально небольшую машину старались сделать как можно вместительнее. Основное назначение семейства - пригородно-городская эксплуатация. Отсюда более высокая посадка и все, что с этим связано: широко распахивающиеся двери, небольшой, но удобный багажник, электроусилитель руля. Кроме того, предусмотрены багажник на крышу, тягово-сцепное устройство.

Современные требования по пассивной безопасности обернулись развитыми порогами для противостояния боковому удару, перемычками между порогами, брусьями в дверях. В результате машина получилась довольно тяжелой, не легче "десятки".

ПРИОРИТЕТЫ

О прототипах этого автомобиля мы рассказывали не раз, но вот - все доводочные работы завершены и перед нами так называемый предпилотный образец. Именно такая "Калина" скоро встанет на конвейер. Попытаемся оценить ее с позиции потенциального покупателя.

Компактная машина вполне соответствует своему назначению. Над развитым передним бампером узенькая полоска решетки радиатора и слегка прищуренные фары. Передний свес подрезан так, что въезд на эстакаду и преодоление придорожной канавы при съезде с асфальта на грунтовку трудности не представляет. Задний свес не менее "задирист" и скрести им по дороге машине не придется.

Черные ручки дверей и узкий боковой молдинг, предохраняющий двери от нежелательных контактов с соседями по парковке, придают "Калине" стремительность. Пороги кузова надежно закрывают от дорожной грязи нижние кромки дверей. Крупные, хорошо различимые задние фонари, низкая погрузочная высота багажника - все скромно и предельно функционально. Кстати, испытатели говорят, что задок машины, фонари и номер загрязняются куда меньше, чем на других машинах. Спереди и сзади хорошо доступны петли буксирных проушин. Если придется - легко цеплять трос, удобно буксировать.

Довольно объемистый (чуть более 400 л) багажник получил "иномарочный" зев - поднятая крышка почти ложится на заднее стекло. Понравилась его удачная, без выпуклых колесных ниш компоновка и компактные, почти не "съедающие" полезный объем петли.

Часть полика, закрывающая запаску, состоит из трех частей и складывается как гармошка. Недоумение вызывает лишь глубокое, чуть ли не у спинки сиденья, расположение самой ниши для колеса да решетки вытяжной вентиляции в стенках багажника: как же она будет работать при полной загрузке?

Заметно, что при проектировании машины экономили не только копейки, но и сантиметры пространства, отдавая его в пользу салона. Плата за это - плотное размещение двигателя. На нашей машине 16-клапанный, с широкой "головой"; с восьмиклапанным в моторном отсеке будет чуть просторней.

Наконец-то унифицирован ключ зажигания. В нем же декодер иммобилайзера и кнопки управления сигнализацией. При однократном нажатии на "входную" кнопку разблокируется только водительская дверь, а при повторном - остальные.

Хотя двери распахиваются широко, сиденья спрятаны в глубине салона. "Виноваты" в этом развитые пороги - иначе не выполнить требования по стойкости автомобиля к боковому удару. Впрочем, лучше уж такой порог, чем беззащитность при аварии.

Особенно понравились передние сиденья - удобные подушка и спинка, а главное, большой ход продольной регулировки, позволяющий удобно разместиться за рулем независимо от роста.

На светлой панели приборов крупные дефлекторы вентиляции и блок управления климатом. Три основные ручки - вращающиеся (тепло, скорость и распределение воздуха).

Интересное решение - центральный блок дефлекторов вентиляции. Два нижних - для водителя и переднего пассажира, а верхний нацелен в заднюю часть салона. Система вентиляции и отопления заметно эффективнее прежних вазовских и оснащена противопылевым фильтром. Предусмотрен вариант с кондиционером и автоматическим управлением. Датчику температуры уготовано место в блоке освещения салона, между противосолнечными козырьками. Кстати, между плафонами и внутренним зеркалом заднего вида место не пропадет - здесь "футляр" для очков. В комбинации приборов встроенный маршрутный компьютер. Управляется он кнопками на правом подрулевом переключателе.

Слева от руля - блок управления освещением: "главный" переключатель, реостат подсветки приборов, электрокорректор фар, кнопки задних и передних (если есть) противотуманок.

Обивки передних дверей - несимметричные. На правой - ручка двери отдельная, а на водительской - интегрированная с подлокотником. Значительную его часть занимают блок управления стеклоподъемниками, запиранием-отпиранием дверей и электрический джойстик наружных зеркал.

Ногам пассажиров сзади на удивление просторно. Во-первых, салазки передних сидений расставлены так широко, что ноги легко размещаются между ними, во-вторых, в спинках передних кресел есть выемки. Еще одна, "зимняя" хитрость - воздуховоды, подающие тепло к заднему сиденью, расположены выше уровня пола, а потому коврики, как часто бывает в "десятках", их не заслоняют.

ПРОБА

Шестнадцатиклапанник объемом 1,6 л просто великолепен! И "снизу" уверенно тянет, и "сверху" выстреливает так, что дух захватывает, - удачное сочетание полуторалитровых "десятых" моторов - "верхового" 2112 и "трамвайного" 2111, только увеличенных на 100 кубиков.

Электроусилитель рулевого управления придает управлению некоторую вязкость. От упора до упора чуть меньше 3,5 оборота, но при полностью вывернутых колесах автомобиль, кажется, способен развернуться на пятачке. Отлично работают тормоза - девятидюймовый вакуумный усилитель и доработанный главный цилиндр. Но прелесть тут не только в небольшом усилии, а еще и в отличной информативности; машина не только эффективно тормозит, но и позволяет четко контролировать блокировку колес даже на скользкой дороге.

Для включения заднего хода надо приподнять блокирующее кольцо на рычаге. Об остальном позаботятся соленоид, упрятанный в коробке передач (электроблокировка заднего хода!), и зуммер, оповещающий водителя о том, что включилась именно задняя передача.

Особенное удовольствие доставляет управление машиной в городе. Обзор отличный! Этому способствуют высокая посадка, большая площадь остекления и относительно низкая подоконная линия. А главное - четкая работа двигателя, агрегатов и органов управления. Подробные ездовые впечатления - тема отдельного рассказа, но уже сейчас обнадежим: "Калина", кажется, удалась!

ПРОИЗВОДСТВО

До сих пор на конвейере ВАЗа автомобили собирают так же, как было задумано ФИАТом для его "124-й" модели. А ведь нынешний автомобиль требует совсем других технологий. Поэтому для "Калины" решили организовать новое - современное и высокоэффективное производство. Сварочный цех уже укомплектован оборудованием, сейчас идет его отладка. Окрасочное оборудование сложнее, потому и сроки запуска отодвинуты на лето 2005 года. А пока кузова будут красить в ОПП - там, кстати, уже работает окрасочный комплекс "Айзенман".

Самое интересное - в сборочном корпусе, который поделен на три части. С окраски кузов попадает на сборку интерьера. Первым делом... с него снимают двери и, пометив, чтобы потом не перепутать, отправляют для сборки на боковой мини-конвейер.

Кузов тем временем ставят на большую платформу, движущуюся по рельсам. Ее размеры позволяют сборщикам, выполняющим операции, ехать вместе с машиной. Аналогичное оборудование на одном из самых современных заводов "Форда" в Кёльне, где собирают "Фокус". Отличие лишь в том, что платформы для сборки "калин" изготовлены на ВАЗе.

Одно из технологических новшеств "Калины" - приклейка формованного потолка к крыше - исключает лишние шумы и скрипы. Стекла в оконные проемы кузова, как и на "десятках", вклеивают манипуляторы. На отдельном конвейере собирают панель приборов вместе со всей начинкой и отопителем и после проверки "вживляют" в кузов.

После монтажа трубок, шлангов и прочей мелочи кузов попадает на участок пошагового перемещения. Здесь на него устанавливают силовой агрегат, подсобранный на отдельной линии.

Финальные операции - навеска колес и дверей; после них автомобиль переходит на короткий напольный конвейер. Здесь соединяют все разъемы проводки, заправляют автомобиль эксплуатационными жидкостями. Завершающая фаза сборки - стенды регулировки углов установки колес и света фар. Далее - обкатка и устранение мелких замечаний - для серьезных предусмотрен участок ремонта.

Теперь о самом волнующем. Срок начала движения главного сборочного конвейера "Калины" объявлен - 18 ноября 2004 года. Забавно, что цифры 11.18 (месяц - число) соответствуют номеру модели - 1118. А самому проекту "Калины" исполнится к этому времени уже одиннадцать (!) лет.

ФОТО АВТОРА

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о LADA Kalina (8)

— Средний автомобиль, подумайте перед покупкой.
LADA Kalina  2011
/ срок владения: более 5 лет
Достоинства:
Большой дорожный просвет, всеядная подвеска. Откатала со мной 128ткм, за 10 лет)))
Недостатки:
Не могу сказать, что очень ломучая, но новые запчасти не выдерживают и 1/3 того ресурса, который выдержали заводские элементы.
Комментарий:
Машина была в моих руках с января 2011г по май 2021г, за это время проехала 128 ткм. Было заменено или отремонтировано не по регламенту (т.е. сломалось неожиданно) - Родное литье очень мягкое и гнется варили один диск; - РХХ (регулятор холостого хода) не смогу посчитать сколько я их поменял после родного который отслужил почти 6 лет, новых мне хватало от недели до 1,5 лет (всегда с собой был новый про запас); - ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки) тут чуть лучше за 10 лет поменял штуки три, опять же родная деталь отходила около 6 лет. - Катушки зажигания индивидуальные (родные производства г. Новосибирск) во 2 и 4 цилиндрах остались родные, а в 1 и 3 были замены, в общем около 8 шт. нарывался на откровенную подделку БОШа. Чтобы избежать проблем с катушками зажигания нужно следить за зазором свечей зажигания, я для себя установил регламент замены свечей с заменой масла раз в 8-10 ткм; - термостат, замена 1 раз, но поломка была очень внезапная зима -28гр., а я греюсь до 100 гр. пришлось глушить а/м; - задние ступичные подшипники загудели в 16 ткм, запчасти после самостоятельной замены доездили до 128 ткм; - первые 4 года проблем не было, а за оставшиеся 6 лет, так и не смог победить завоздушивание системы охлаждения (из дефлекторов воздух холодный на хх, или еле теплый при оборотах от 2000 и выше, пока машина не прогреется 95-100 гр. и воздух не выскочит по большому кругу в р.бачек, но зимой этого можно и не дождаться) замена пробок р.бачка не помогала; - Самый большой секс состоялся на пробеге примерно108ткм при самостоятельной замене радиатора отопителя салона, до этого катался года два с легким запахом антифриза (при замене я проклял тех людей которые это придумали); - Генератор делал мне мозг последние года 1,5 (в родном были заменены щеточный узел на пробегах 65ткм, а 118ткм дополнительно и контактные кольца - результат "0" напряжение 13,7 В на горячую и под нагрузкой 12,9 В), заменил новым на 125ткм, результат "0", видимо где-то в другом месте проблема; - Родного АКБ хватило на 3,5 года; - Развалился обводной ролик привода ГРМ два раза, первый при пробеге 92 ткм (причем в 75ткм была регламентная замена комплекта ГРМ Gates с помпой ТЗА заказана с завода), второй при 126 ткм (тут я не готов сказать производителя, что там они поставили при ремонте не знаю, помпу тоже приговорили); - на 92 ткм. были заменены поршня на "безвтык", клапана и колпачки. - с пробега в 95 заметил жор масла, начал иногда постукивать один гидрик, когда уровень масла уходил к отметке min. (я думаю это сказался ремонт) - главное фиаско это кузов. После 7 лет обычной эксплуатации, полезли жуки сначала чуть-чуть, потом больше и больше, короче после зимы 2021г пришлось продавать ласточку https://photos.app.goo.gl/ohqPj58K8iLTPjPA6; P.S. Как видите проблем было достаточно, что-то мог забыть))) Но в целом в морозы заводилась, в дороге далеко от дома не ломалась.
0