Малый бизнес
[pic id=86421 name=imagearticle type=small]Если шведский автомобиль – честный представитель премиум-сегмента, то Volkswagen Jetta в престижный сектор попадает исключительно ценой, идущей вразрез со званием «народный автомобиль»: самая доступная версия с бензиновым 1,6-литровым двигателем мощностью 102 л.с. стоит $23 751. В комплекте с «дохлым» двигателем, впрочем, идет щедрый комплект средств пассивной безопасности и приятные удобства вроде кондиционера и подогрева передних сидений.
[pic id=86920 name=imagearticle type=small][pic id=86921 name=imagearticle type=small]
Самый дешевый Volvo S40 1.6 (101 л.с.) стоит $23 900. Базовое оснащение богаче, чем у Jetta, на охранную сигнализацию, бортовой компьютер и аудиосистему. Впрочем, в базовых комплектациях да еще и со слабыми двигателями такие машины мало кто покупает. Охочий до престижа клиент предпочитает версии помощнее и желательно с автоматической коробкой передач. За 5-ступенчатый «автомат» у Volvo придется доплатить $2000. У Volkswagen наценка за АКП «плавающая» и зависит от типа трансмиссии – можно выбрать как классическую гидромеханику, так и роботизированную коробку типа DSG. Электронную систему динамической стабилизации управляемости, кожаную отделку салона, аудиосистему с поддержкой формата MP3, люк в крыше, ксеноновые фары, декоративные вставки/накладки и прочие навороты для обеих машин следует искать в списке опций. С его помощью окончательную стоимость автомобиля можно легко поднять до уровня седана бизнес-класса. Другой вопрос, кому все это надо? Зачем покупать машину класса С по цене класса Е? Затем что большие размеры автомобиля не всегда желанны: маневрировать в пробке или парковаться на какомнибудь огромном Nissan Teana заведомо менее удобно, чем на Jetta и S40. Почему тогда не выбрать компактный хэтчбек вроде Audi A3 или BMW 1-series? Потому, что в кругу отечественных покупателей немало людей, которые среди многообразия автомобильных кузовов признают только седаны, так что наши дуэлянты для них – оптимальный выбор: они достаточно компактны и удобны для городской жизни и достаточно дороги, чтобы выделяться на фоне Ford Focus & Co.
В городе
[pic id=86895 name=imagearticle type=small][pic id=86896 name=imagearticle type=small]Большой дорожный просвет Volkswagen Jetta – хорошее подспорье для городского бега с препятствиями в виде «лежачих полицейских», бордюров, луж и сугробов. Проезд крупных неровностей, правда, сопровождается ощутимой встряской экипажа – подвескарассчитана на хорошие дороги и успешно справляется только с мелкими неровностями. Легкий руль удобен для маневров в узких улочках. С ростом скорости он заметно тяжелеет, радуя водителя хорошей обратной связью. А вот с обзорностью не все хорошо: к наружным зеркалам заднего вида претензий нет, но во внутрисалонное мало что видно, парковаться задним ходом неудобно.
[pic id=86897 name=imagearticle type=small][pic id=86898 name=imagearticle type=small][pic id=86899 name=imagearticle type=small][pic id=86900 name=imagearticle type=small]
[pic id=86901 name=imagearticle type=small]Бензиновый 2-литровый двигатель FSI в паре с 6-ступенчатым «автоматом» хорошо подходит для рваного городского ритма: совершать обгоны легко, коробка передач плавно и своевременно переключает передачи, пользоваться ручным режимом не хочется. Тормоза Jetta надежны, но требуют привыкания, так как интенсивность замедления практически никак не зависит от усилия на педали – у соперника дозировать тормозное усилие легче. Volvo S40 не может похвастать большим дорожным просветом – парковка внахлест с тротуаром, скорее всего, обернется задирами на бамперах. Сами бамперы и пороги, впрочем, по нижнему периметру защищены пластиковыми накладками, как на каком-нибудь кроссовере, так что царапины, по крайней мере, будут не сильно заметны.
Подвеска, как и у VW, неплохо справляется с трещинами и микрорельефом асфальта, но изрядно потряхивает седоков на крупных дорожных дефектах.
Рулевое управление Volvo, несмотря на наличие гидроусилителя, в ползущих режимах кажется тяжеловатым, да и в целом автомобиль не производит впечатление проворного: разгоняется с некоторой ленцой, 5-ступенчатый «автомат» переключает передачи не всегда вовремя и с заметными рывками – перед быстрыми обгонами лучше заранее переключить коробку в ручной режим. Зато обзорность лучше, чем у соперника: внутрисалонное зеркало дает более полную информацию о ситуации позади автомобиля. Тем не менее к городской среде все-таки чуть лучше приспособлен Volkswagen Jetta: он маневреннее и легче в управлении – органичнее вписывается в ритм мегаполиса.
За городом
[pic id=86902 name=imagearticle type=small][pic id=86903 name=imagearticle type=small]Легкость и стремительность Volkswagen Jetta, радовавшая в городе, на скоростных загородных магистралях обернулась излишней нервозностью. Острый руль на прямых нужно держать двумя руками, чтобы автомобиль оставался в рамках своей полосы. Мощный двигатель и расторопная коробка передач провоцируют спортивный стиль вождения, но звук мотора на высоких оборотах отнюдь не кажется спортивным и лишь утомляет водителя и пассажиров.
[pic id=86904 name=imagearticle type=small][pic id=86905 name=imagearticle type=small][pic id=86906 name=imagearticle type=small][pic id=86907 name=imagearticle type=small]
[pic id=86908 name=imagearticle type=small]Зато тяжеловесность и некоторая ленца в реакциях на команды водителя Volvo S40, вызывавшие некоторое неудобство в городской суете, на автобане то, что нужно. Автомобиль прекрасно держит прямую, за рулем нет напряжения, время в пути летит незаметно. Свою лепту в высокий уровень комфорта вносит и тихий двигатель: он отчетливо слышен на средних и высоких оборотах, но не доминирует в общем акустическом фоне, как у VW. В дальнюю поездку лучше отправляться на Volvo.
Управляемость
Шасси VW Golf пятого поколения, на котором построен седан Jetta, – хрестоматийный образец переднеприводного поведения: превышение скорости на входе в поворот оборачивается ярко выраженной недостаточной поворачиваемостью. Подобная настройка шасси, с одной стороны, практически исключает вероятность заноса, но на скользкой дороге Jetta может просто не вписаться в крутой поворот без помощи системы стабилизации. А она, между прочим, не входит в серийное оснащение (опция за $799). Между тем легкий информативный руль и «боевой» силовой агрегат провоцируют водителя на быструю езду, так что мы настоятельно рекомендуем заказать ESP. Настроена она замечательно: вмешательство в управление автомобилем почти незаметно, но достаточно эффективно. При желании систему стабилизации можно деактивировать кнопкой и пошалить. Однако, если шалость перейдет грани разумного риска, компьютер включит ESP сам.
В основе Volvo S40 лежит шасси Ford Focus второго поколения, но об этом в офисах шведской компании не принято говорить вслух. И, на наш взгляд, совершенно напрасно, ибо шасси это достойно только хороших слов: недостаточ__ная поворачиваемость в быстрых поворотах едва заметна, а благодаря тяжеловатому рулевому управлению с хорошей обратной связью водитель отлично чувствует автомобиль. Система стабилизации такому автомобилю, казалось бы, не очень нужна, но от компании Volvo, производящей автомобили премиум-сегмента и позиционирующей себя как пионера в области систем безопасности, мы справедливо ожидали увидеть ESP (у шведов она называется DSTC) в списке штатного оборудования S40. Увы, ее можно обнаружить лишь в перечне опций напротив цифры $800. Работает DSTC довольно жестко, бесцеремонно наставляя водителя и автомобиль на путь истинный.
Несмотря на то что система стабилизации Jetta настроена более «изысканно», победу в номинации «Устойчивость и управляемость» все-таки заслуживает Volvo S40 – он менее азартный, зато более понятный и безопасный.
Эргономика и комфорт
Кресло водителя в Volkswagen Jetta имеет огромный диапазон регулировок и радует мощной боковой поддержкой, но из-за нерегулируемой по углу наклона подушки комфортно устроиться в нем смогут далеко не все: она сильно завалена назад, поэтому сидеть удобно только по-спортивному – вытянув ноги и опустив кресло максимально низко. Высоким водителям хорошо, а что же делать хрупким барышням?
[pic id=86909 name=imagearticle type=small][pic id=86910 name=imagearticle type=small][pic id=86911 name=imagearticle type=small][pic id=86912 name=imagearticle type=small]
Добавьте к этому проблемы с обзором назад, и вы поймете, что жизнь за рулем Jetta не всегда получается сладкой. Водитель, впрочем, может утешиться удобным рулевым колесом, а также простыми и понятными алгоритмами управления климатической установкой и аудиосистемой. На заднем сиденье немецкой машины достаточно просторно: запас в несколько сантиметров перед коленями и над головами пассажиров позволяетимне чувствовать себя скованно, а индивидуальные дефлекторы обдува между передними креслами овевают их живительной прохладой или согревающим теплом в зависимости от сезона. Огорчить пассажиров может разве что назойливый шум двигателя.
[pic id=86913 name=imagearticle type=small]В Volvo S40 двигатель пассажирам не досаждает, но у них есть куда более серьезные проблемы: им откровенно тесно, колени подпирают спинки передних кресел, а головы – потолок. Вытерпеть многочасовой марш-бросок смогут только субтильные пассажиры. Теснота на заднем сиденье выглядит особенно странно на фоне того факта, что колесная база Volvo на 62 мм больше, чем у VW. На что пошли лишние сантиметры – непонятно. Думаете, на тех, кто сидит спереди? Отнюдь! С ростом 182 см для удобной посадки за рулем мне пришлось сдвинуть водительское кресло до упора назад. Сидеть, впрочем, комфортно, подушка кресла имеет регулировку угла наклона, которой так недоставало в Jetta, – можно с одинаковым успехом сидеть как низко, поспортивному, так и высоко, при езде по городу.
Педальный узел Volvo не лишен чудачества: педали газа и тормоза имеют почему-то очень разный ход. Отличилась педаль газа – ее ход неоправданно длинный, и для придания автомобилю максимального ускорения приходится лезть ногой под панель приборов. Предлагаете сесть поближе к рулю? Тогда будет неудобно управлять тормозами – висящей в воздухе и сильно согнутой в колене ногой сложно точно дозировать тормозное усилие.
А еще при быстром вращении руля водитель с удивлением узнает, что руль этот – с эксцентриситетом! То есть при полном обороте руль как бы перемещается по вертикали, так что правильно ухватиться за него в повороте не всегда удается. Как правило, рулевой вал смещают относительно центра рулевого колеса для того, чтобы было лучше видно щиток приборов, но у Volvo щиток очень компактный и с его обзором нет никаких проблем, так что причины смещения руля для нас остались загадкой.
«Парящая в воздухе» центральная консоль в салонах автомобилей Volvo, уже ставшая притчей во языцех, выглядит эффектно и, наверное, даже красиво, но кнопки на ней слишком мелкие и сбиты в кучу. Кроме того, отсутствует четкое деление между зонами аудиосистемы и климатической установки. В результате пользоваться всем этим хозяйством во время движения неудобно и даже опасно. Представьте, например, что вы внезапно поравнялись на трассе с КамАЗом и, чтобы не умереть от отравляющих газов, начинаете судорожно искать кнопку включения режима рециркуляции воздуха в салоне. Быстрый косой взгляд вниз вправо – нужную кнопку не видно. Еще один взгляд, но подольше – опять не видно. Отрава поступает в салон, водитель судорожно ищет проклятую кнопку, ему уже не до дороги – последствия предположить легко.
Одним словом, оба автомобиля со странностями, но сказать, какие доставят больше хлопот, сложно, так что по эргономике и комфорту у соперников паритет по очкам.
Практичность и удобство
[pic id=86914 name=imagearticle type=small][pic id=86915 name=imagearticle type=small]Праздничных покупок и кастрюлек с салатами для пикника в багажник Volkswagen Jetta влезет больше, чем в Volvo, – в распоряжении отдыхающих целых 527 VDA-литров грузового пространства, а достаточно большой проем под крышкой багажника позволит без надрывов запихнуть в авто матрас, стремянку или, например, новогоднюю елку. В Volvo S40 сделать это будет гораздо тяжелее: во-первых, сам по себе багажник здесь гораздо меньше – 404 л VDA, а во-вторых, его проем, прямо скажем, невелик, и габаритную поклажу не всегда удастся протолкнуть внутрь.
[pic id=86917 name=imagearticle type=small][pic id=86918 name=imagearticle type=small]Спинки задних сидений складываются в обеих машинах в соотношении 2:3, но у дивана Jetta по центру есть дополнительный лючок, так что отправить на этой машине обновлять лыжню или ловить пескарей можно сразу четверых «спортсменов», а не троих, как на Volvo. В общем, Volkswagen Jetta, как ни крути, более практичный автомобиль.
Выводы
[pic id=86919 name=imagearticle type=small]Соперники оказались достойны друг друга: по совокупности оценок явного победителя определить сложно. Однако в процессе теста у автомобилей выявилась четкая потребительская специализация: Volkswagen Jetta с его просторным салоном и большим багажником лучше подойдет на роль семейного автомобиля, тогда как Volvo S40 – машина для индивидуалов. Отметим также, что самая мощная версия S40 имеет привод на все колеса – зимой ездить на таком автомобиле проще. Зато у Jetta заметно шире ассортимент силовых агрегатов.
Есть, впрочем, еще любопытный субъективный фактор: даже без оглядки на имидж марок (хотя в сознании озабоченных статусом граждан шведская все-таки стоит немного выше немецкого «народника») Volvo всеми участвовавшими в тесте водителями и пассажирами воспринимался как более солидный и дорогой автомобиль, чем Volkswagen. Так что если во главу угла ставить престиж, вокруг которого, собственно, мы и затеяли этот сравнительный тест, то Volvo S40 круче, но не лучше Volkswagen Jetta.