Величество должны мы уберечь

ВЕЛИЧЕСТВО ДОЛЖНЫ МЫ УБЕРЕЧЬ

А первые бронированные авто появились еще в 1930-х. С тех пор технологии шагнули далеко вперед, но задача остается прежней - сделать пассажиров неуязвимыми для самого дерзкого покушения.

Каждая поездка президента США сродни серьезной военной операции, в которой задействованы множество спецагентов и самая современная техника. Наряду с "Бортом № 1" - личным самолетом президента, а также вертолетом "Нэви № 1", основной парк Белого дома включает примерно два десятка автомобилей. Среди них вседорожники охраны, специальная карета скорой помощи и, конечно же, "Автомобиль № 1" - президентский лимузин. С 2001 года это " Кадиллак Де Виль". Но от серийной машины длиной 4,8 м и массой 1,5 т осталось разве что название.

Принципы постройки VIP-экипажей интернациональны. А флагман "эскадры" Белого дома - один из самых ярких примеров их воплощения.

Начнем с кузова. Длиннобазная крепость на колесах одета в мощнейшую броню, точный рецепт которой, конечно же, строжайший секрет. Некоторые фото позволяют оценить толщину дверей лимузина - под 120 мм. Каждая "калитка" массой более 100 кг! Столь же увесисты и остальные кузовные детали.

Казалось бы, усиленный броней кузов обеспечивает достойный отпор злоумышленникам. Но специалисты считают, что этого недостаточно. Пол, как правило, дополнительно усиливают противоосколочным армированным волокном. Такая защита позволяет противостоять взрыву трехкилограммовой тротиловой шашки непосредственно под днищем машины. Даже взрыв нескольких гранат, в крайнем случае, выкинет автомобиль с дороги, но его пассажиры вряд ли получат серьезные травмы.

Боковые панели в разрезе - своего рода сэндвич из листов высокопрочной стали и пластика, соединенных стальными усилителями. В "Кадиллаке" президента США нашли применение также титановые сплавы и композитные материалы.

Говорят, президентскому авто не страшно даже прямое попадание ракеты! Впрочем, это утверждение, как и разговоры о том, что в багажнике спрятана собственная пусковая установка, скорее плод разыгравшейся фантазии журналистов.

Противостоять огнестрельному оружию способны не только кузов, но и стекла. Они - десятислойные, толщиной 60 мм, с внутренним поликарбонатным покрытием для защиты от осколков и выдерживают обстрел с нескольких метров из автоматического оружия и знаменитого "Магнума" 44-го калибра. Решившемуся на нападение скорее стоит побеспокоиться о собственной жизни: ведь ей угрожают не только сотрудники службы безопасности, но и собственные срикошетившие пули.

Стекла президентского лимузина не опускаются, а несанкционированно открыть двери снаружи невозможно. Для общения с внешним миром служит интерком "салон-улица", такое же устройство позволяет VIP-пассажирам общаться с водителем через 30-мм толщу стеклянной перегородки.

Стрельба по колесам также не принесет сколько-нибудь заметных результатов. Благодаря особой конструкции дисков и шин трехтонный автомобиль уверенно проедет на спущенных шинах примерно 100 км со скоростью около 100 км/ч. Больше для обеспечения безопасности вряд ли и понадобится. Специальное герметизирующее наполнение бензобака не допустит утечки паров топлива. Под капотом - система пожаротушения - на всякий пожарный.

Предусмотрели даже возможность биологической или химической атаки! Автомобиль можно "опечатать" так, что воздух извне не проникнет в салон. Баллоны с кислородом обеспечивают полную автономность в течение нескольких десятков минут. Кроме того, в "Автомобиле № 1" хранится запас донорской крови.

С борта "Кадиллака" нетрудно связаться с Белым домом, самолетом и вертолетом президента, да и с любой точкой мира. Кстати, пресловутая "красная кнопка" может быть тоже нажата именно здесь, в салоне президентского "Де Виля"...

Мобилизуя современные средства безопасности, конструкторы, конечно же, не забыли о комфорте. Моторизованный кабинет отделан полированным деревом и тончайшей кожей. И последний штрих: флаг США и президентский штандарт подсвечивают вмонтированные в крылья микропрожекторы.

Сколько стоят машины глав государств? Директор по маркетингу известной фирмы, специализирующейся на бронировании, "Скалетта молони арморинг" Дон Трейнор лаконичен: "Верхней планки нет. Поставить пуленепробиваемые стекла можно и за 25 000 долларов, а сделать машину "неподрываемой" обойдется в миллион, а то и больше".

Президенты стран европейской большой семерки, как и лидер США, ездят исключительно на автомобилях национальных производителей. Герхард Шрёдер, отказавшись от традиционного для прежних лидеров Германии "Мерседеса", пересел на " Ауди А8". Сообщали также, что канцлеру передали и один из первых "фольксвагенов-фаэтон", естественно, бронировав "народный" лимузин. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр передвигается на одном из трех "дэймлеров" - самой престижной версии "Ягуара-XJ 12" ценой более 300 тысяч фунтов стерлингов. Трехтонные "броневики" развивают 240 км/ч и оснащены сенсорами, засекающими попытку "чужого" проникнуть в салон.

В СССР генеральные секретари тоже ездили непременно на отечественных ЗИЛах. Но первый президент России пересел в "Мерседес-Бенц Пульман". Лимузин сделан не тюнинговой фирмой, а специалистами особого подразделения "Мерседес-Бенц". О надежности бронирования "мерседесов" косвенно можно судить по нападению на президента Грузии в 1998 году. На машину обрушили град свинца из автоматов и гранатометов. Но потери понесла только охрана, находившаяся вне автомобиля.

Некоторые главы государств для ежедневных поездок используют обычные, неприметные внешне машины. Но кроме террористов, свое дело делают злоумышленники помельче. " Ауди А6" югославского лидера Коштуницы... угнали прямо от резиденции в Белграде! С лимузином Джорджа Буша такого уж точно не случится.

В наши дни роскошные лимузины со всевозможными средствами защиты - привилегия отнюдь не только руководителей государств. По данным компании "Форд", в 1995 году она продала 4182 бронированных автомобиля, а к 2002-му их число возросло до 22 тысяч. "Наш прогноз на ближайшее будущее - 20-процентный ежегодный рост спроса на "броневики", - заявил менеджер фирмы Майк Вох. Не случайно на рынок в прошлом году выпустили " Линкольн Таун Кар" в спецверсии BPS, гарантирующей защиту от автоматического оружия. При цене 41 000 долларов за стандартный "Таун Кар" бронированный стоит 144 995 долларов.

Внешне многие бронированные автомобили почти не отличаются от обычных. "Лучшая защита - та, о которой никто не догадывается", - считают профессионалы. Примечательно, что рынок "броневиков" в США занимает всего несколько процентов от общемирового. Лидируют же страны Ближнего Востока и... бывшего Советского Союза.

Подпишитесь на «За рулем» в