Искусство кройки и шитья
Художник волен отдаться фантазии и ограничен лишь желанием заказчика (если он есть) да размерами мастерской. А архитектор не вправе забывать, что в нарисованном здании кому-то предстоит жить или работать. У создателей автомобилей - схожие задачи. Не случайно известные зодчие сотрудничали с автомобильными фирмами. Так, на рубеже 1930-х Вальтер Гроппиус чертил кузов "Адлера-Стандарт 8", а знаменитый Ле Корбюзье приложил руку к одному из "вуазенов".
С тех пор изменились автомобили, технологии и инструментарий дизайнеров, но основные принципы сохранились.
В ТИСКАХ ТЕХНОЛОГИИ И МОДЫ
Фантазию дизайнеров сдерживают рамки производства, законы аэродинамики, требования вместимости, пассивной безопасности, обзорности. Но для успеха массового автомобиля не менее важно попасть в ритм моды или... открыть в ней новую страницу.
Однако создать "Ситроен-Де шво" или "Фольксваген-Жук", который, кстати, в свое время породил множество подражаний, удавалось нечасто. Большинство дизайнеров, проектируя массовые автомобили среднего класса, не рисковали, стараясь удовлетворить усредненные вкусы покупателей. А тем, как правило, хотелось, чтобы автомобиль выглядел посолидней и подороже. Поэтому не только европейский "Форд" (см. фото), но и многие другие фирмы, поначалу ориентируясь на американскую стилистику, прошли путь от "аэрокосмического" стиля (заостренные линии крыльев, козырьки над фарами, обилие хрома) через более спокойные и технологичные формы до нынешней "новой грани" (new edge).
СКРУГЛЯТЬ НЕЛЬЗЯ ЛОМАТЬ
Сегодня стиль "нью эдж", родоначальником которого считают " Форд Фокус" (отчетливые переходы, даже переломы плоскостей кузова, подчеркнуто "граненые" фары и бамперы), стал очень распространенным. Однако и так называемый биодизайн, родившийся во второй половине 1980-х, до сих пор не сдал позиции. Мягкие, скругленные линии, широко открытые овальные "глазки"-фары и вздернутые "носики" решеток радиаторов по-прежнему нередки на небольших машинах. Дизайнеры небезосновательно считают: агрессивная собачонка вызывает раздражение, а добродушная с наивно-детским взглядом - симпатию.
"Новая грань" и "био" вполне жизнестойки, если не доводить идею до абсолюта. У "экстремально-граненого" "Рено-Авантайм" поклонников нашлось маловато. Попытки делать "плюшевые" просторные седаны (например, " Форд Скорпио" второго поколения) и вседорожники тоже не принесли лавров дизайнерам.
"Новая грань" как нельзя лучше подошла многим концепт-карам последних лет, особенно тем, в которых стилисты попытались совместить несколько подчас противоречивых "жанров". Именно по граням сподручней "ломать" многофункциональный кузов, превращая его из универсала в пикап или кабриолет. Но время серийных трансформеров пока не наступило (чересчур сложны и дороги), а аналогичных концептов, похоже, проходит. На выставочных подиумах все чаще красуются не менее эффектные, но более узкие по назначению машины. Неудивительно: многие покупатели готовы приобрести не единственный (пусть и максимально универсальный), а пару разных автомобилей. Один, например, в дедушкином стиле.
ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ?
Когда в 1998-м под громкую рекламную кампанию дебютировал "Фольксваген-Нью Битл", многим казалось, что он - лишь причуда руководителей разбогатевшего концерна. Но вторя режиссерам и продюсерам, не на шутку увлекшимся созданием ремейков популярных некогда спектаклей, фильмов, песен, дизайнеры в последние пять лет стали все чаще обращаться к стилю ретро.
Иногда такие машины действительно ремейки - вариации на тему знаменитых в прошлом моделей. Таковы, помимо нового "Жука", серийный "Мини" и пока концептуальные " Форд Мустанг" (ЗР, 2003, № 3), "Лянча-Фульвия" (ЗР, 2003, № 10). Весной итальянцы грозят показать "перепетый" ФИАТ-500, знаменитый в 1950-1960-х гг. Вспомним и "Волгу" GAZ 3111, чьи элементы стилистики перекликались с дизайном любимого у нас ГАЗ-21.
Но параллельно с автомобилями - воспоминаниями о вполне конкретных знаменитостях все больше ретроновинок, не копирующих определенную модель, а несущих собирательный образ машин той или иной эпохи. Первым в этом ряду называют "Крайслер-РТ Крузер", представленный в 1999-м, однако еще раньше авто в стиле ретро стали выпускать японские фирмы для избалованного изобилием и разнообразием внутреннего рынка.
Стилизованные под старину машины популярны не только и не столько у тех, кто помнит оригиналы. Машины-ремейки часто покупают совсем молодые люди. Но наибольшего успеха добиваются именно те модели, прототипы которых заслужили любовь еще у дедушек.
Вечные ценности не стареют, если они... действительно ценности. Режиссеров ведь тоже вдохновляют отнюдь не все старые сюжеты.
ВСЕ ГЕНИАЛЬНОЕ ПРОСТО! А ВСЕ ПРОСТОЕ?
Параллельно с другими стилями, подчас перекликаясь с ними, иногда забирая далеко в сторону, развивалось направление, которое в последние годы называли "техно". Его истоки уходят в далекие 1920-е. Создавая облик "Адлера-Стандарт 8", Вальтер Гроппиус придерживался максимально простых, "циркульно-линейных" форм. Архитектор исходил из того, что автомобили, как и жилище, тем более предметы домашнего обихода, должны быть строго функциональны, а их форма - лаконичной, без украшений и излишеств.
Примеры стиля "техно" (в архитектурном языке самый близкий термин - конструктивизм) - "Фольксваген-Жук" (но не "Нью Битл", который демонстративно отошел от современных представлений о функциональности), "Ситроен-Де шво", "Мини" первого поколения. Среди моделей нашего времени к "техно" близки " Ауди ТТ", классические "квадратные" вседорожники (например, "Мерседес-Бенц Гелендеваген") и японские "кубики", которых с каждым годом все больше.
Дизайнеры высоких угловатых универсалов руководствуются, видимо, постулатом: в автомобиле главное - вместимость и комфорт. Аэродинамика для машин, редко выезжающих из мегаполиса, вторична. А для наслаждения изяществом линий и утонченностью декора существуют родстеры, купе или представительские седаны. Все они, кстати, заметно проигрывают "кубикам" в практичности.
Функциональность, доведенная до абсолюта, нередко оборачивается стилистическим примитивизмом. Но определенная логика в таком подходе есть: мы ведь спокойно воспринимаем "примитивную" форму телевизора, а от коробки, в которую упаковываем вещи при переезде, требуем вместительности и прочности, а не изящества.
НОВЫЕ ПЛАТЬЯ КОРОЛЕЙ И ПРИДВОРНЫХ
Поголовье оригинальных, но узких по назначению машин - кабриолетов и родстеров, купе и по-спортивному динамичных компактов - растет от салона к салону. Такие относительно малотиражные модели - благодатный материал для стилистических изысков вроде дружелюбной "мордочки" "Дайхатсу-Копен", энергичной агрессивности "Фольксвагена-Концепт R" или технократичного примитивизма "Ниссана-Куб3".
Биодизайн наверняка и дальше будет востребован покупателями маленьких машин. Маркетологи справедливо считают, что среди них немало женщин, которым особенно близок "плюшевый" стиль.
Очевидно, в ближайшие годы появятся и очередные ретроновинки, ведь запас знаменитых машин прошлого не исчерпан. На волне успеха автомобилей-воспоминаний о легендарных моделях обязательно родятся и очередные собирательные образы. Некоторые, как "Крайслер-PT Крузер" или " Лянча Тезис", - тонко выверенные, иные - вычурно-эклектичные. Какие удачнее, решат покупатели.
Чистота стиля - удел машин, которые в семье станут вторыми, а то и третьими. Массовые универсальные (но не всегда универсалы) автомобили должны нравиться миллионам, а значит, обречены быть немного эклектичными. Делать упор на "мягкость" или "граненость" рискованно. Хотя порой рыночного успеха добиваются изделия отнюдь не с самым выразительным дизайном. По одежке ведь только встречают...
От аэрокосмического дизайна к "новой грани". Эволюция кузовов европейских "фордов"
"Таунус" 1959 г.
Модель 20М 1968 г.
"Таунус" ("Кортина") 1973 г.
"Сьерра" ("Меркур") 1985 г.
"Мондео" 2003 г.
"Визос" - концепт-кар 2003 г.
Эклектичный, зато заметный! По такому пути часто идут дизайнеры массовых машин; его выбрали и для концепта КИА-KCV III.
"Дайхатсу-Копен": биодизайн не сдает
позиций.
Конечно, "Пежо-4002", фантазия на тему "402-й" модели 1930-х, не станет серийным. Но по мотивам концепта, возможно, построят очередной автомобиль в стиле ретро.
Ярчайший представитель экстремального "техно" - "Ниссан-Куб3".
Городская "вагонетка" будущего должна быть просторной, с огромной площадью остекления, без ярко выраженного стиля, считают создатели прототипа "Мицубиси-SE-RO".
Стиль "Фольксвагена-Концепт R" близок к "новой грани".