Очередной рекорд
За полгода рынок поглотил 1,017 млн. новых автомобилей. И он по-прежнему не насыщен – в сравнении с результатом первого полугодия 2006 года прибавка составила около 32%. И если по итогам первого полугодия 2006 года мы впервые констатировали перелом в распределении спроса в пользу иномарок (48% против 52%), то ныне исконно российские бренды сдали рынок почти без боя: 31% против 69%. На фоне снижения продаж марок Lada, ГАЗ, UAZ и «Ока» (313 тысяч против 370 тысяч годом ранее) 76-процентный прирост парка иномарок просто поражает – 704 тысячи машин против 400 тысяч. Причем доля машин, изготовленных на российских просторах, выросла вдвое – это 205 тысяч локализованных иномарок.
По оценкам аудиторской компании Price Waterhouse Coopers, за новые иномарки россияне отдали $16 млрд. В эту сумму включены $2,8 млрд., в которые обошлись иномарки российской сборки. Конечно, локализация производства – это хорошо: новые рабочие места, загрузка предприятий области, налоги в российскую казну… Но за традиционно российские марки покупатели отдали всего $2,4 млрд. Представляете, сколько наших денег при этом ушло на развитие экономики Германии или Японии!
Наши
Российские автоконцерны снизили продажи на 23%, потеряв 17% рынка. Одна из причин – подорожание отечественных машин. Никуда не денешься: чтобы подтянуть автомобили до современного уровня, заводы вынуждены вкладывать деньги и расширять комплектацию. А ведь впереди введение в России норм токсичности Еuro 3 – и новая череда подорожаний. Меж тем с общим ростом доходов населения растут и аппетиты рабочих. Вот и сотрудники АВТОВАЗа грозят забастовками…
Но автогигант пока недосягаем – 285 120 машин (–12%) и абсолютное лидерство. Потихоньку сдают позиции давно устаревшие «классика» (80 181) и Samara (81 886). Подорожавший, но более современный седан Lada Priora (9379) позволил почти безболезненно обновить десятое семейство – 79 034 машины. А Kalina продается даже лучше, чем прежде (30 477), хотя и уступила лидерство в классе B седану Renault Logan. До конца года на рынок выйдет Kalina с мотором 1.4 и более дешевая версия, а Priora прирастет хэтчбеком и версией «Люкс».
В рейтинге легковых марок ГАЗ ныне занимает 14-ю позицию – продажи «Волг» упали до 15 970 машин. Недавнее обновление (новый салон и несколько внешних штрихов), по-видимому, станет последним– легковое отделение ГАЗа сосредоточит силы на производстве Chrysler Sebring предыдущего поколения и обещает новую модель на американской платформе.
UAZ входит в двадцатку лучших марок и демонстрирует мизерный рост (11 988, на 488 автомобилей больше, чем в прошлом году). Причем классический Hunter (7272) продается заметно лучше, чем раскручиваемый Patriot (4692).
Точных данных по продажам микролитражек «Ока» нет, хотя известно, что за полгода на СеАЗе изготовлено около 2000 машин с китайскими моторами. Но есть информация о грядущем рестайлинге «Оки» и увеличении производственных мощностей с нынешних 30 до 50 тысяч к 2009 году. Скорее всего, в дополнение к «Оке» на СеАЗе наладят сборку какой-то иномарки.
Иномарки
Chevrolet (84 467) делает качественный рывок вперед благодаря массовым моделям. В первую очередь это корейско-украинский Lanos (26 439), который в этом году продается вдвое активнее. А оставшийся едва ли не единственной на рынке бюджетной моделью гольф-класса Lacetti из Калининграда расходится чуть не втрое лучше, чем прежде, – 17 675. Даже на постоянно дорожающую Niva спрос растет (22 867).
Ford (78 986) по-прежнему ставит на местную сборку – после увеличения мощностей завода во Всеволожске продажи Focus выросли вдвое (46 173). Вскоре к нему присоединится перешедший в E-класс новый Mondeo (3091 машина старого поколения), который вполне способен подвинуть бестселлер Toyota Camry. А рынок хэтчбеков B-класса взорвал Fusion (20 313) – почти шестикратный рост! Между тем ажиотаж вокруг однообъемника S-MAX (1641) после подорожания спал.
Toyota (72 118) едва ли снизит цены на Camry после локализации, ибо результат (11 921 машина) и так уступает только «Волге». Смена поколений укрепила позиции Corolla – 22 584 машины двух поколений (двукратный рост) плюс 3774 хэтчбека Auris. Та же динамика у седанов Avensis (10 529) и кроссоверов RAV4 (10 704), а вот недавний лидер сегмента люксовых внедорожников Land Cruiser 100 (4360) топчется на месте.
Nissan (52 053) тоже строит завод в России. Но кандидат на российское гражданство Tiida в статистику пока не попал. Прыжок на четыре места вверх обеспечила не стабильность Almera Classic (14 914), а успех моделей Note (8330), Teana (3055) и Qashqai (7410).
Hyundai (49 004) в рейтинге марок теряет позиции. Рынок готов поглотить больше Accent (19 713) и Sonata (5043) таганрогской сборки, но корейцы по-прежнему сдерживают поставки комплектующих. Есть надежда, что пойдет старый Santa Fe Classic, который три месяца кряду продается не хуже машины нового поколения из Кореи (735 против 1156). А среди импортируемых моделей лидирует кроссовер Tucson (8146). Ни Getz (6587), ни Elantra нового поколения (4648) ростом продаж похвастать не могут. «По старости» демобилизован бывший лидер сегмента компактвэнов Matrix (751), а компакт Verna (331) снят с продаж до урегулирования розничных цен.
Renault (44 675). Полуторакратный рост только благодаря седанам Logan (31 031). Прибавляют семейство Megane (6880) и обновленный Symbol (3980), а вот Scenic (888) и Clio (631) далеки от лидеров своих классов.
Daewoo (40 446) держится в лидерах из-за бешеной популярности хэтчбека Matiz (18 066) – ближайший конкурент KIA Picanto разошелся втрое меньшим тиражом. Больше удивить рынок нечем – в ожидании обновленной машины, которая появится в августе, старушка Nexia буксует на месте со стабильно завидным, впрочем, результатом (22 380).
Mitsubishi (37 303) с момента нашего прошлогоднего полугодового отчета вывела на рынок пять новых моделей, но в целом прирост невелик. Старый Lancer (20 473) еще продается (поставки свернут в августе), но второе место в гольфсегменте удерживает только при поддержке машины нового поколения (2275 за два месяца). А новый Outlander XL (3568) уже продается лучше, чем старый Outlander (1793). Пошел в гору Pajero IV (2232), а новый L200 (1256) вернул лидерство среди пикапов, опередив модели Great Wall.
KIA (32 568). После прошлогоднего скачка, связанного с выходом Spectra ижевской сборки (14 377), умеренный рост. Начало локальной сборки моделей Rio (2365) и Sorento (2303) продажам не помогло. Пальма первенства среди импортируемых моделей по итогам года наверняка перейдет от семейства Cerato (3870) к хэтчбеку cee’d, который за один только месяц разошелся тиражом 664 экземпляра. А пока роль локомотива продаж досталась малышу Picanto – 4167 машин и второе место в сегменте A.
Opel (27 379) раскручивает маховик продаж все сильнее, демонстрируя самый быстрый рост (+262%)! Все благодаря отменному спросу на трехдверки Astra (11 827 машин семейства, включая кабриолеты) и новую Corsa (7627), которая вошла в число бестселлеров европейского производства сегмента B. Zafira (3421) лидирует среди компактвэнов. Если тайной моделью класса C на будущем заводе GM под Петербургом окажется седан Astra, марка вполне может вплотную приблизиться к лидерам.
Mazda (20 547) вышла из десятки, но популярности не теряет. Растет спрос на Mazda3 (12 561), а вот Mazda6 (7427) сдала лидерство в сегменте D конкурентам из Toyota. Компактвэн Mazda5 (532) от лидеров далеко.
Chery (18 558). «Китайцы» совсем близко к десятке лидеров! Основа успеха – привлекательные цены на Amulet (10 119), Tiggo (4986) и Fora (2596). До конца года модельный ряд пополнят хэтчбек A1, седан QQ6 и универсал B11.
Suzuki (13 658) не хватает только нормальной политики продаж. Но даже своими силами дилеры умудрились увеличить объемы реализации почти вдвое, во многом благодаря спросу на Grand Vitara (6833). Нестареющая Liana (3420) из салонов скоро исчезнет – ей на смену придет седан на базе SX4. А сбыт хэтчбеков SX4 (974) и Swift (774) сдерживается малыми квотами.
Honda (13 610). Двукратный рост! Лучше других моделей продается Accord (4652), хотя потенциальный лидер – Civic. Но очереди на Civic (4431) так и не удалось разгрести, да и Jazz (1421) купить непросто. А вот на компактвэн FR-V (30) спроса нет – поставки прекращены.
Volkswagen (13 273) стабильно показывает полуторакратный рост. А локомотивом продаж ныне стал Passat (4884). Вдвое лучше продается Golf/Jetta (2141/1615), а вот Touareg (2206) уже не растет. Обновленный Touran (507) разбирают с колес, но поставки не поспевают за спросом.
Skoda (13 035). Если бы не старая Octavia Tour (7543), быстрыми темпами набирающая популярность, двукратного роста продаж не случилось бы. Ведь новая Oсtavia (1927) и Roomster (451) погоды пока не делают, хоть и прибавляют понемногу, а старая Fabia (2743) сдает позиции в ожидании машины нового поколения, продажи которой уже начались.
Peugeot (9520) пожинает иранские плоды: после вывода на рынок седана 206 продажи семейства (2932) выросли в 2,5 раза. А основные доходы приносит обновленный Peugeot 307 – 3964 машины. Малыш 107 тоже востребован (346)!
FIAT (9149) вышел из небытия и закрепился на рынке. Но только благодаря бюджетному седану Albea (7435) и пассажирскому «каблучку» Dablo Panorama (858), которые собираются на ЗМА. Подешевевший Grande Punto (601), может, и найдет спрос, а у Panda (252) шансов мало.
Люкс
Volvo (8757) открывает рейтинг автомобилей люкс-класса. Двукратный рост продаж и прыжок с конца премиум-списка в начало сделан благодаря стабильно растущему спросу на XC90 (2326), S40/V50 (1964/159), S60 (1637) и S80 нового поколения (1174).
Audi (7272) держится на трех китах: A4 (2006), A6 (1869) и Q7 (1639). Представительский A8 (507) ушел в тень S-Klasse, так что лидерство ныне обеспечивают сравнительно недорогие модели.
Mercedes-Benz (7131). Вне конкуренции только S-Klasse (1995), но о прошлогоднем десятикратном росте говорить не приходится вовсе. Остальное – заслуга широкого модельного ряда, в котором выделяются лишь E-Klasse (1245) и M-Klasse (943).
Lexus (6944), быстро ворвавшись в лидеры премиум-рейтингов, столь же быстро сдал позиции «немцам». Стабильно растет только спрос на кроссоверы RX (3260), флагманский LS (839) да «младший» IS (1201).
BMW (6717) замыкает список, хотя год назад все было наоборот. Хорошо продается 3-series (2062), а 5-series (1701) уступает только Audi A6. Спрос на полноприводники возрос – продажи X3 (990) и нового X5 (727) выросли вдвое.
…и другие
Результаты остальных марок гораздо скромнее, хотя именно у «мелкосерийных» наблюдается самый заметный рост продаж. Спад только у Citroen (4979), но впереди – раскрутка семейства C4 Picasso и вывод кроссовера C-Crosser. Subaru (6952) была и остается маркой для энтузиастов, но продажи Forester (3068) и Impreza (1393) растут как на дрожжах. Находят спрос и необычные конструкции марки SsangYong – 5648 машин, включая 2059 Kyron. Стабильно прибавляют Land Rover (5060) и Infiniti (2320). Продано 2580 полноприводников Great Wall, 2221 седан Iran Khodro Samand, 1116 суперкаров Porsche… Dodge и Jeep принесли 1048 и 1010 машин соответственно, а вот Chrysler только начинает выбиратьсяиз кризиса (689). Cadillac (601) потихоньку поддерживают сравнительно новые BLS и Escalade. Китайцы из Hafei (739) до сих пор не привезли седаны Princip. Нет данных и о продажах BYD F3 – в отчеты марки попал только маленький Flyer (534). Alfa Romeoнашла557 российских клиентов. А замыкают список Jaguar (521), SAAB (354), MINI (339) и Hummer (305).
Эксперты рынка прогнозируют, что к концу года в России будет продано 2,3 млн. новых автомобилей – 700 тыс. отечественных и 1,6 млн. иномарок. Очередной скачок в распределении спроса следует ожидать в следующем году, когда в России откроются предприятия Toyota и General Motors. Дальше – больше: Nissan, Volkswagen, Suzuki, PSA Peugeot Citroen, Great Wall… Планы на российскую прописку есть и у китайских производителей FAW, Lifan и Geely. Так что прогнозы о выпуске в России миллиона автомобилей иностранных брендов к 2010 году уже не кажутся утопией.