На берегах «Нивы»

На берегах «Нивы»

Профессор Академии художеств и директор Института искусств СПбГУ художник Иван Уралов – нивовод со стажем: крутит баранку с 1978 года. Сейчас у него уже пятая по счету машина этой марки – серебристая Chevrolet Niva. Впрочем, в самом начале нашей беседы Уралов посетовал:

– Не сравнить с прежней. На этой, конечно, комфортно: едешь – как на диване сидишь, но по проходимости она уступает «Ниве».

Автопрому нашему – слава?

Иван Григорьевич любит отечественные автомобили. В последнее время чередует «Ниву» с корейско-узбекской Daewoo Matiz – из-за пробок, экономии и невозможности нормально припарковаться. На такой «кнопке», как Matiz, втиснуться можно всюду. Кроме того, эта малышка вместительна и комфортна, хоть и выглядит крошечной.

Защищая продукцию отечественного автопрома, Уралов говорит, что наши машины обладают рядом достоинств, а не одними недостатками. И в качестве примера вспоминает, как когда-то решил отправиться на своей первой только что купленной «Ниве» на Псковщину. Целью поездки было приобретение домамастерской.

– Все мои друзья-художники к тому времени уже обзавелись мастерскими в районе Пушкинских Гор. Мы же двинулись дальше, в глухую деревню, где у озера должен был продаваться интересующий нас домик. Этих мест мы не знали и заехали в село – спросить дорогу. На сельских мужиков, рубивших баню, «Нива» произвела сильное впечатление! Судя по всему, такого автомобиля они еще не видели и захотели пошутить над городским парнем. Позже выяснилось, что ехать можно было по хорошей дороге, но мне указали самую длинную и чудовищную – через лес.

Когда я вырулил на указанную дорогу, увидел, что это колея, затопленная водой, а с двух сторон сугробы. Ни влево, ни вправо не свернуть и не развернуться. Впервые я понял, что такое блокировка, пониженная передача...

Тем не менее, преодолев несколько километров урча, моя «Нива» доставила меня к месту. Не думаю, что какой-нибудь из зарубежных или отечественных джипов способен на такой подвиг. С тех пор с этой машиной я не расстаюсь.

Все «Нивы» (серо-зеленая, две белые, вишневая), как рассказывает художник, «жили» у него в среднем по четыре года. При усиленной эксплуатации, в путешествиях по Европе и поездках по Россииавтомобиль показал себя наилучшим образом. Он же помог хозяину заработать первые существенные деньги – именно на «Ниве» в середине 90-х Уралов с друзьями ездил с выставками своих произведений за границу. Нередко заграничные турне сопровождались приключениями.

– Однажды я был свидетелем, как природа перекрашивает автомобиль. Возвращался зимой на белой «Ниве» из Италии через Чехословакию. Мы ехали через Татры, где расположены угольные шахты. Горные дороги вместо соли посыпают шлаком и углем, и соответственно снег зимой абсолютно черный. Проехав километров двадцать-тридцать и выйдя из машины, я увидел, что из белой она стала черной и блестящей. Оказывается, за время пути кузов автомобиля покрыла мелкая угольная пыль, смешанная с грязью. Вот такая природная покраска! Отмывалась потом машина с неимоверным трудом.

Пол-литра в подарок

Прежние времена и прежние «Нивы» Уралов вспоминает с удовольствием. Новой Chevy он доволен меньше. По традиции разобрав машину с другом (и механиком от Бога) Валентином Петровым (в семье художника существует ритуал – перед эксплуатацией осмотреть вместе с профессионалом автомобиль и проверить, как затянуты узлы), они обнаружили внутри... разбитую поллитру, а на обратной стороне двери – образцы ненормативной лексики.

Неприятно, прямо скажем, тем более что рабочие качества машины оставляют желать лучшего.

– При правом повороте у нее самопроизвольно отключался двигатель и переставал работать гидроусилитель руля! На дороге это очень опасно. А на стоянках непредсказуемо блокировались двери. Примечательно, что моя Chevy была из первой серии. Следующие, как говорят владельцы, еще хуже.

Вообще, считается, что первые (так называемые рекламные) автомобили обычно пристойного уровня. После визита в сервис и некоторых препирательств недостатки все же устранили, но проблемы по-прежнему возникают с досадным постоянством. Совсем недавно проявил себя скрытый брак в радиаторе, который обнаружил дежурный автостоянки на Конюшенной площади, где художник обычно оставляет машину.

– Мне позвонили и сказали, что вытекает антифриз. При движении этого не происходило, и потому долгое время я ничего не замечал. Перебрав вместе с Валентином автомобиль, мы наконец-то выяснили причину: заводской брак был тщательно замаскирован. Теперь два выхода – менять радиатор или воспользоваться помощью авторемонтников. Я предпочел второй.

С котом и без рисунков

Можно предположить, что Уралов, как профессиональный художник, должен питать слабость к аэрографии. Но, оказывается, картин на капоте он не любит.

– Органически не переношу гламурных рисунков и граффити на машинах. На гонках подобное допустимо, а в быту, как мне кажется, это демонстрация неких комплексов. Кстати, через некоторые я прошел сам. Старую «Ниву» вообще хотелось как-то подправить, сделать ее внешне более агрессивной, более джипистой.

Новая Chevy по части дизайна художника вполне устраивает. В остальном же...

– У этой машины очень неинформативный руль. Словно наполнен ватой – не чувствуешь реакции и отдачи; нет ощущения, что связан с автомобилем. На прежних своих «Нивах» я был с машиной одним целым, хотя требовалось приложить усилия, чтобы крутить руль.

Кстати, о руле. Однажды Уралов проехал 450 километров, крутя баранку вместе с... котом. Десятикилограммовый полосатый любимец иначе как на коленях у хозяина в деревню ехать отказывался.

– Всю дорогу кот смотрел вперед. Так и рулили вдвоем...

Подпишитесь на «За рулем» в