Зарубежные хиты

Зарубежные хиты

Всем хороши иномарки: двигатели мощнее (экологичнее, тише, порой экономичнее), салон комфортнее, а активная и пассивная безопасность на кардинально ином уровне. А как в иностранных автомобилях обстоят дела с «музыкой»? Хороши ли штатные аудиосистемы, стоит ли их улучшать, менять? И как установить в иномарки новую аудиосистему? Об этом сегодня и поговорим.

Без заводской «музыки»

Начнем с того, что попроще, а именно с установки аудиосистемы с нуля. Но для начала немного о юридической стороне вопроса.

Первое, о чем задумывается владелец новенькой иномарки в связи с установкой аудиосистемы не у дилера, – это сохранение заводской гарантии на электрооборудование. Как правило, сервисы официалов предлагают ставить «музыку» у них, иначе грозят снять с гарантии. Не буду мучить вас цитатами из нормативных документов, скажу лишь, что такие действия абсолютно неправомерны, тем более если установку произвел сертифицированный установочный центр. Есть понятие «гарантийный случай»: даже при выходе из строя электрооборудования нужно еще доказать, что причиной поломки явилась установка аудиосистемы.

Для начала поговорим об «имплантации» динамиков под заводскую обшивку без внешних подиумов. Прежде всего стоит определиться с типоразмерами акустики, для чего придется снять обшивку дверей. Зачастую посадочные места выполнены под очень небольшой калибр динамиков – 5,25'' (13 см), но почти всегда можно установить более крупные динамики – либо за счет удаления пластикового адаптера (как на Mitsubishi Galant, HyundaiAccent и многих других авто), либо путем увеличения посадочного отверстия. Итак, если есть возможность поставить динамики 6,5'' – значит, выбираем их. Если хотите сохранить в неприкосновенности заводскую обшивку, внедряйте динамики размером 5,25''. (Есть еще специфические типоразмеры дверной акустики – например, на Ford Fiesta места под спикеры размером 5х7 дюймов.)

Другой случай – когда под заводским грилем установлен динамик, а под ним в металле нет отверстия. Такая компоновка встречается, например, в BMW 3-series E46 и Peugeot 307. Собственно говоря, проблема не в том, чтобы прорезать металл. Просто придется подбирать динамики так называемых Slim-серий с небольшой посадочной глубиной. В противном случае динамики будут препятствовать нормальному опусканию стекла.

Если же вы не стремитесь полностью сохранить заводскую обшивку, выбор будет несколько шире, так как на внешних подиумах можно установить динамики размером до 8 дюймов почти в любое авто. Предвидя ваши опасения, скажу, что профессиональный инсталлятор способен гармонично вписать внешний подиум в общий дизайн автомобиля, добиться практически идеальной косметической интеграции новых компонентов.

Требования установки акустики в иномарки ничем не отличаются от того, о чем мы уже неоднократно говорили: бескомпромиссная жесткость крепления динамика, тотальная шумовиброизоляция дверей (многие думают, что в иномарках этого делать не стоит, но это ошибочное мнение), исключение акустического короткого замыкания (АКЗ). Только тогда ваши динамики заиграют так, как вы того хотите. А может, даже и лучше.

Переходим к головному устройству. Сегодня во многих иномарках предусмотрено посадочное место под головное устройство стандарта 1DIN. Тут у нас никаких трудностей не возникает – просто выбираем проигрыватель и ставим его. Но в некоторых моделях место под головное устройство абсолютно нестандартно. Как быть? Как всегда, есть два основных пути – купить готовый адаптер к размеру 1DIN или изготовить его вручную, если такового нет в продаже. Как правило, адаптеры ставятся на родные крепления и надежность конструкции не страдает. Что касается силовых подключений, то и тут есть вполне изящные готовые решения. Не надо ничего резать, кромсать (еще один плюс в борьбе против гарантийщиков!), просто используйте предлагаемый зарубежной промышленностью переходник со штатного иномарочного разъема на разъем стандарта ISO, который входит в комплект поставки большинства современных головных устройств.

Завершающая стадия – усилители и сабвуфер. На первый взгляд это может показаться очень сложным. Но на самом деле особых проблем не возникает, ведь мы говорим о компоновке системы с нуля, то есть при установке усилителей и сабвуфера придерживаемся тех же принципов, что и при работе с отечественными автомобилями: поставить усилители максимально жестко и безопасно, но в то же время соблюсти косметическую интеграцию новых компонентов в дизайн автомобиля. Что касается установки сабвуфера, тут тоже есть ряд вариантов – Free Air (но только не в джипы, хэтчбеки и минивэны), корпусные сабвуферы, сабвуферы типа Stealth. Все, что угодно, – вариантов масса.

Штатное расписание

Самый главный вопрос – насколько хороши штатные аудиосистемы. На невысокой громкости многие из них звучат вполне достойно, а некоторые даже претендуют на Hi-End, к примеру Audi A8, на которой опционально устанавливается мультимедийная система от одного из мировых лидеров в домашней акустике – компании Bang&Olufsen. Такая «музыка» оценивается в 10 тысяч долларов! И как же звучит такая система? Дмитрий Матвеев, президент «ЕММА – Россия», судья международной категории по автозвуку, по просьбе российских представителей Audi имел возможность отсудить штатную аудиосистему по методике ЕММА (Европейская федерация автозвукового спорта). Цитирую вердикт: «Высокочастотные динамики звучат замечательно, ярко. Очень порадовала хорошая прозрачность звучания. Бас, напротив, вызвал неприятные ощущения: рыхлое, бесконтрольное звучание. Мидбас оказался неплох, но не хватает остроты удара. Серединка прозрачная и яркая, но, к сожалению, вверху «песок», особенно на женском вокале». В итоге за общий спектральный баланс оценка 19 баллов из 30 возможных. Оценка сцены и того хуже. Линейность системы (качественное звучание на разных уровнях громкости) тоже не особо впечатлила – «вполголоса» все более-менее неплохо, но по мере усиления звука вылезает неприятный бас и агрессивная середина.

Конечно, система Bang&Olufsen звучит достойно, особенно по сравнению со штатной «музыкой» других автомобилей, но в профессиональной установочной студии за те же деньги можно получить как минимум в два раза более качественный звук при таком же или более высоком уровне дизайна и интеграции аудиосистемы в интерьер автомобиля.

Если вас устраивает штатный звук автомобиля, дальше можно не читать.

Начнем, как обычно, с динамиков. Тут все аналогично описанному выше случаю – выбираем нужный типоразмер исходя из имеющихся мест и возможностей их изменения. Многие хотят поменять штатное головное устройство, в частности, из-за невозможности чтения современных форматов, таких как МР3, хотя эта причина и не единственная.

Сложности с заменой ГУ зачастую возникают оттого, что в одном корпусе объединены, например, CD-ресивер, бортовой компьютер и органы управления климат-контролем. На первый взгляд ситуация кажется безвыходной. Но это не так, есть несколько путей решения этой проблемы.

Первый вариант – установка нового головного устройства «поверх» всей системы. То есть мы ставим практически любое ГУ в какое-нибудь альтернативное место. Например, в Mazda6 можно «имплантировать» проигрыватель на место центрального бардачка, а в больших внедорожниках – в центральный подлокотник.

Второй вариант – установить CD- или DVDчейнджер в помощь штатному головному устройству. Есть, конечно же, чейнджеры со встроенным FM-модулятором (сигнал передается по радиоволне), но можно выбрать другой путь. Ставится специальный блок, который «обманывает» штатное ГУ, заставляя его думать, что установлен штатный же чейнджер. Это намного удобнее, ведь управлять таким устройством можно со штатного проигрывателя.

Если же вы не хотите менять головное устройство, все равно возникнет проблема передачи сигнала от ГУ к усилителю. Большинство штатных головных устройств не имеет линейных выходов, но эти проблемы вполне решаемы. В любой радиомастерской за вполне умеренную плату вам выведут линейники из штатного ГУ. Если вторжение в штатный проигрыватель нежелательно, на помощь придут усилители с входами высокого уровня. Сигнал на эти входы подается с колоночных проводов. У вашего усилителя нет высокоуровневых входов? Не беда – существует специальный модуль, который преобразует высоковольтный сигнал (тот, что идет от встроенного в штатное ГУ усилителя к динамикам) в низковольтный, аналогичный сигналу с линейного выхода.

Есть еще один немаловажный момент – силовая и сигнальная проводка. Дело в том, что иностранные автомобили буквально напичканы разнообразной электроникой, которая является источником различных электромагнитных шумов, которые с легкостью улавливаются установленными компонентами! Чтобы избежать подобных «граблей», старайтесь при установке придерживаться нескольких простых рекомендаций:

– прокладывать акустические и сигнальные провода как можно дальше от силовых;

– по возможности свести провода GND («масса») всех устройств в одну точку (именно для этой цели в современных установках, особенно в мультимедийных, применяют конденсаторы высокой емкости);

– не допускать пересечения силовых и сигнальных проводов (в крайнем случае под прямым углом).

В завершение несколько слов о самом сложном случае – когда в автомобиле установлена мультимедийная система премиум-класса (наподобие вышеупомянутой системы в Audi А8), но которая тем не менее не устраивает своего владельца. Если есть желание дополнить эту систему DVD-чейнджером, процессором сигнала, плеером iPod, игровой приставкой, то в этом поможет такая вещь от компании Alpine, как VehicleHubPro. Это система расширения возможностей штатной аудиосистемы, которая включает в себя модуль для подключения к ГУ, центральный блок, в котором есть входы-выходы практически на все типы аудиовидеосигнала, AiNET и т.д.

В комплектации идет и специальный пульт управления. Но, как показывает отечественная и зарубежная практика, даже это устройство не всегда помогает решить поставленную задачу. Поэтому часто мастера предпочитаютпросто установить новую аудиовидеосистему «поверх» штатной, когда добавляются дополнительные мониторы, а источником сигнала служит либо новое ГУ, установленное в альтернативное место, либо чейнджер.

Подпишитесь на «За рулем» в